Кинолекторий к Международному дню памяти жертв Холокоста

1 февраля в рамках недели памяти жертв Холокоста в ИИМО состоялся ставший уже традиционным кинопоказ. Он был приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста и освобождению 27 января 1945 г. Красной армией лагеря смерти Аушвиц (Освенцим).  Вниманию зрителей из числа студентов разных курсов и направлений подготовки были представлены: 2 новеллы художественного фильма Константина Фама «Свидетели» («Туфельки», «Брут»). В первой части мероприятия доцент кафедры отечественной истории института истории и международных отношений АГУ, кандидат исторических наук Ксения Пожарская провела небольшую лекцию. Студенты познакомились с историей происхождения термина «геноцид» и ролью Рафаэля Лемкина во внедрении его в юриспруденцию, фактами массового насилия против еврейского, цыганского, армянского народов, тутси и др., а также историей утверждения понятия «холокост» и его синонимов. Отдельное внимание было уделено историческим вехам Холокоста, вопросам численности жертв геноцида и др. В лекционной части внимание аудитории было акцентировано на еще одном памятном событии этого дня — окончательной снятии блокады Ленинграда. Интересно, что опыт врачей и освободителей Ленинграда помог при освобождении Аушвица, где были спасены несколько тысяч человек, в том числе и Отто Франк, отец знаменитой Анны Франк, которая после войны опубликовала дневник дочери. Кроме того, студентам были даны рекомендации о том, что можно почитать и посмотреть по теме кинолектория.

Своими впечатлениями поделились студенты ИИМО:

Таисия Малородова, 1 курс направление подготовки «международные отношения»:

«Хочу выразить благодарность за организацию лекции и просмотра фильма ко дню памяти жертв Холокоста. Всё фильмы очень сильные для восприятия и заставляют серьёзно задуматься над проблемой геноцида. Особенно меня тронула часть под названием «Брут», в которой история показана глазами собаки. Я считаю, что как можно больше людей должны уделить время просмотру хотя бы одной из частей всех фильмов на эту тему.».

Илья Крапивко, 1 курс направление подготовки «история»:

«Фильм очень напомнил мне роман Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», где мирная жизнь тесно переплетается с ужасами войны, её ведущей силой – ненавистью. Ненависть, к сожалению, способна на многое. Ненависть к конкретному или нескольким этносам, чувство собственного превосходства, навязанное пропагандой, приводят к нечеловеческой жестокости. Конечно, в фильме мало сцен насилия, издевательств, но он тем и силён, что демонстрирует то, как меняется человек (и можно ли его после этого называть человеком?). Название «Свидетели» говорит об этом. Мы смотрим, как бы наблюдая со стороны, изучаем людей, их поведение. Например, в первой части мы не видим лиц главных героев, мы видим их обувь. Но практически сразу зритель начинает понимать поведение, помыслы человека, который её носит. Вероятно, акцент был сделан ещё и потому, что ноги – опора человека, то, чем давно наградила его природа за невероятное упорство и стремление к выживанию. Этим человек отличается от животного мира. Сама вещь, по сути, может «рассказать» о своём владельце. И, конечно, очень страшно осознавать, что последнего уже нет в живых. Я очень много проработал с предметами, имеющими свою историю. Самыми простыми, почти бытовыми вещами. Например, самый последний пример — пишущая машинка «UNIS». Женщина, бывшая её хозяйка, рассказывала, что ей она досталась от бабушки, которая была преподавателем, что это одно из немногих, что осталось от неё. И у каждого предмета есть своя история, как правило, к сожалению, заканчивающаяся трагично. Если рассуждать о второй части новеллы, то здесь всё труднее. Потому что тема поднялась достаточно не однозначная, по моему мнению, проблема ненависти и верности. Собака всегда верна, искренна. Она отвечает добром на добро своего хозяина, но этим люди зачастую пользуются. Последняя сцена хорошо отразила это: среди ненависти между людьми верности быть не может. Это непересекающиеся понятия. Ненависть держится на страхе, на нещадном изменении психики, а верности место только в среде взаимопонимания и благополучия. Поэтому и, к примеру, при дрессировке собак нельзя применять насилие – нужно дать ей почву для верности, а на войне ей нет места. Также как и нет места в мире расовой, религиозной, этнической ненависти, порождаемой не для достижения «благой цели», а для удовлетворения потребностей узкого круга лиц, которые ей порождают. И мы должны помнить об этом. Помнить о том, что мы все люди, мы все имеем право на жизнь в этом мире. Огромное спасибо за организацию мероприятия, за эти несколько часов, благодаря которым вновь можно задуматься о человеке и человечности!»

Поделитесь этим постом: