Десант в архив

В марте 2025 г. студенты ИИМО Данил Рожков, Максим Першин, Павел Литовкин и Илья Крапивко приняли участие в проекте, организованном Национальным центром исторической памяти при Президенте Российской Федерации «Архивный десант». Данный проект активно развивается с 2019 г. и направлен на сохранение исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны и противодействие фальсификации событий, итогов и уроков Второй мировой войны. Выявленные архивные документы материалы будут использованы в научной, культурной и просветительской деятельности, а также при формировании контента для информационных ресурсов, документальных фильмов, подкастов, образовательных мероприятий.
Одним из ключевых направлений деятельности «Архивного десанта» в Национальном центре исторической памяти при Президенте Российской Федерации является подготовка документов и экспертная разметка архивных дел на документы для загрузки в Информационно-аналитическую систему «Книга памяти» в рамках формирования портала памяти «Геноцид советского народа со стороны нацистов и их пособников во время оккупации в период Великой Отечественной войны». Для реализации проекта «Архивный десант» на базе ИИМО АГУ была сформирована команда из студентов-историков, координатором которой выступила канд. ист. наук, доцент Наталья Неженцева.
Максим Першин, студент 3 курса ИИМО:
«Работа в рамках проекта “Архивный десант” мне не показалась трудной, поскольку в рамках своей научной работы я регулярно работаю в архиве Алтайского края. Тем не менее это был очень увлекательный процесс, поскольку я обрабатывал уникальные материалы, с которыми прежде историки не работали. Первое, что меня удивило, это то, что материалы допросов или показаний людей, проживавших на оккупированных территориях, были напечатаны на черновиках, например, на страницах хозяйственных книг и т.д. Второе, что произвело очень сильное впечатление, – это письма от людей, угнанных в Германию, на родину. Так, в одном из писем девушка признавалась, что за время проживания уже даже выучила немецкий язык.».
Илья Крапивко, студент 2 курса:
«Больше всего в работе понравилась уникальная возможность прикоснуться к поистине эксклюзивным материалам, которых нет ни в Интернет, ни в архивах и библиотеках Алтая. Это действительная история, запечатленная на фотографиях и сохранившаяся на бумаге, с которой посчастливилось побыть наедине несколько дней.
Основные трудности возникли по двум фронтам. Во-первых, читабельность некоторых документов. Возникали проблемы относительно почерка, которым были составлены отдельные материалы. Чаще вопросы оставляли заявления, написанные самими жителями бывших оккупированных территорий; встречался малоразборчивый почерк и в некоторых делопроизводственных актах. Однако это не так страшно, как, во-вторых, атмосфера и содержание документов, поскольку основная их составляющая – погибшие и угнанные мирные граждане. Если работать механически, то на это можно и не обратить внимание, но как только дело доходит до внимательного прочтения материалов, становится действительно не по себе, становится тяжело, здесь играет уже человеческий фактор.
Больше всего ужаснули фотодокументы. Основная их сюжетная линия — находки тел погибших граждан и их захоронения. На них отчетливо видны следы зверств немецко-фашистских оккупантов, причем большая часть унесенных человеческих жизней – женщины, их дети, пожилые люди. Также весьма тяжелое впечатление оставили лица выживших – людей, которые пережили ужасы оккупации, смерть родных и близких, на которых виднеется смирение. Это лица тех, кто видел буквально ад на земле, кто смог пережить все эти неподдающиеся пониманию события. И становится жутко, глядя на эти фотографии».