Главная

О судьбах Арктики – на родине Ломоносова


С 10 по 17 июля в пригороде г. Архангельска проходила Летняя школа «Дорожная карта международного сотрудничества в Арктике». Организатором мероприятия выступил Российский совет по международным делам в партнерстве с Северным (арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова.

Основной целью Школы стала разработка «молодежной версии» программного документа для будущей арктической политики России, а также подготовка кадрового резерва исследователей и экспертов по арктической проблематике. Для участия в мероприятии были отобраны 20 молодых специалистов из разных городов России, в основном – из Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга. Я оказался одним из двух людей, которые представляли Сибирский федеральный округ.

Помимо разработки собственного документа, программа Летней школы включала в себя лекции крупных специалистов по наиболее важным аспектам международного сотрудничества в Арктике, круглые столы по проблемам развития Северного Морского Пути, интересам арктических государств в космосе, а также тренинги по командообразованию, практикам межкультурного взаимодействия, диалоговым и дебатным техникам коммуникации. В качестве приглашенных лекторов выступили заведующий кафедрой международного права МГИМО (У) МИД РФ А. Вылегжанин, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Севморпуть» В. Михайличенко, начальник Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» В. Арутюнян, директор института управления и регионологии САФУ Ю. Лукин, в.н.с. Института проблем международной безопасности РАН А. Фененко и многие другие.

С утра и до позднего вечера мы были заняты наукой и общением. Даже выезд в центр Архангельска для нас из обычной прогулки превратился в вызов. Экскурсия по городу была организована в виде квеста – по городу пришлось бегать в прямом смысле слова, стараясь не отстать от других групп и попутно занося результаты наблюдений и ответы на вопросы об истории города на бланки конкурсных заданий.

Итогом работы Летней школы стал молодежный проект «Дорожная карта международного сотрудничества в Арктике», в которой участники представили свои рекомендации дальнейшего развития региона усилиями России и международного сообщества. Деловая игра, моделирующая заседание Арктического совета, явилась «венцом» всей программы. Результаты не заставили краснеть ни участников, ни экспертов: документ получился продуманным и содержательным. По мнению организаторов, целей Школы удалось достичь именно благодаря компетенции и энтузиазму участников, с чем я полностью согласен – люди, с которыми мне довелось познакомиться, оказались яркими разносторонними личностями. Я также уверен, что студенты и ученые из Алтайского государственного университета также будут уделять значительное внимание проблемам Арктики в своей научной работе, и в этом вопросе наша alma mater станет надежным партнером РСМД.

Алексей Ильин