Главная

Проект РФФИ № 17-06-00498 «Инфраструктура городов Юга Западной Сибири второй половины XVIII – начала XX в. (пространственные и экологические аспекты)»

Научный руководитель: д.и.н. В.Н.Владимиров

Исполнители:

к.и.н. Брюханова Е.А., АлтГУ, 2017-2019 гг.

асп. Гряникова Г.А., 2017-2018 гг.

к.и.н. Колдаков Д.В., АлтГУ, 2017 гг.

к.г.н. Крупочкин Е.П., АлтГУ, 2018-2019 гг.

к.и.н. Сарафанов Д.Е., 2017-2019 гг.

к.и.н. Силина И.Г., РГГУ, 2017-2019 гг.

к.и.н. Чекрыжова О.И., АлтГУ, 2017-2018 гг.

к.и.н. Чибисов М.Е., АлтГУ, 2017-2019 гг.

к.и.н. Неженцева Н.В., АлтГУ, 2017-2019 гг.

к.и.н. Щетинина А.С., АлтГУ, 2017-2019 гг.

Аннотация проекта:

Цель настоящего исследования – получение нового системного знания о развитии инфраструктуры городов юга Западной Сибири, влиянии городского хозяйства и промышленных объектов на экологию территории путем анализа комплекса городской инфраструктуры на основе системного и междисциплинарного подходов с применением современных информационно-компьютерных методов и технологий.

Исследование базируется на двух основных подходах: системном и междисциплинарном. Предполагается применение, во-первых, общенаучных методов (анализ, синтез, сравнение и т.д.), во-вторых, традиционных методов исторического исследования (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и пр.), в-третьих, методов, заимствованных из других областей знания, прежде всего информационно-компьютерных технологий.

Проект предполагает существенное расширение источниковой базы исследования, которая ранее, в силу отсутствия соответствующих исследовательских инструментов, не могла быть сформирована в современном виде, обеспечение ее целостности и репрезентативности. Планируется более детальное, чем ранее, рассмотрение пространственных и экологических факторов развития городской инфраструктуры, выявление новых причинно-следственных связей в изучении развития сибирского города.

Результаты выполнения настоящего проекта позволят выйти на качественно новый уровень анализа данных социального, экономического, демографического, экологического развития города. Проект предлагает не столько описание отдельных факторов, сколько изучение совокупности данных в пространственном формате их представления и анализа.

Итоги 2017 г.

В соответствии с общим планом выполнения работ по проекту и планом на 2017 г. научно-исследовательская работа велась по следующим основным направлениям:

– степень изученности и основные направления изучения инфраструктуры сибирских городов в историографии;

– поиск, фиксация и категорирование основных источников по проблематике проекта;

– понятие инфраструктуры города и выявление основных формирующих ее структурных единиц;

– пространственные аспекты в изучении инфраструктуры городов юга Западной Сибири.

Для выполнения поставленных задач изучен большой круг опубликованных источников и литературы, составлена библиография. Сформирован широкий перечень работ дореволюционных авторов по вопросам эколого-демографического развития населения Алтая XVIII – начала XX вв. Активно велся поиск и отбор публикаций, представленных на разных электронных ресурсах (Российская национальная библиотека, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека и др.). Наибольшее количество дореволюционных изданий по теме проекта представлено в полнотекстовом доступе на сайте Томской областной библиотеки им. А.С. Пушкина (http://elib.tomsk.ru/).

Велся архивный поиск в Российском Государственном историческом архиве (РГИА, Санкт-Петербург), Государственном архиве Алтайского края (ГААК, Барнаул), Государственном архиве Красноярского края (ГАКК, Красноярск), Государственном архиве Томской области (ГАТО, Томск). В ходе изысканий в архивах осуществлены подбор и систематизация источников, оценен их информационный потенциал.

Проанализировано значение термина «инфраструктура» применительно к городскому пространству, определены основные объекты городской инфраструктуры Барнаула для рассматриваемого периода. Дана общая характеристика такого понятия, как «жилая среда» для городов Барнаула и Бийска.

Отдельно рассмотрены картографические (карты и планы городов) и визуальные источники (фотографии и графические изображения) по изучению истории городского пространства. На основе планов Барнаула начато создание геоинформационной системы для изучения пространственных аспектов развития городской инфраструктуры.

Содержательные результаты исследования были представлены на 5 научных конференциях всероссийского и международного уровня (Барнаул, Москва, Пермь).

По теме исследования опубликовано 20 работ в изданиях, индексируемых в РИНЦ. Тематика публикаций соотносится со всеми выполняемыми задачами.

Итоги 2018 г.

В соответствии с общим планом выполнения работ по проекту и планом на 2018 г. научно-исследовательская работа велась по следующим основным направлениям:

1. Работа с источниковой базой.

2. Составление списка объектов инфраструктуры Барнаула.

3. Дальнейшая разработка ГИС Барнаула и начало создания ГИС Бийска.

. Геоинформационный анализ инфраструктуры городов.

5. Экологические аспекты развития городской инфраструктуры.

6. Изучение влияния экологической обстановки на смертность населения Барнаула.

Продолжена работа по изучению, описанию и классификации источниковой базы. Работа велась в фондах двух сибирских архивов – Государственного архива Алтайского края (ГААК) и Государственного архива Томской области (ГАТО). Продолжалось составление реестра объектов инфраструктуры Барнаула по основным ее видам в соответствии с имеющейся классификацией. Выявлено и описано несколько сот объектов. Завершена разработка ГИС по инфраструктуре Барнаула. Начата работа по созданию ГИС инфраструктуры Бийска, подготовлены необходимые источники и разработана математическая основа для комплекта базовых карт. Разработана серия тематических карт, характеризующих промышленно-хозяйственный комплекс и инфраструктуру городов Барнаула в рассматриваемый период. Для задач пространственно-временного анализа инфраструктуры городов и выявления причинно-следственных связей факторов, определяющих ее динамику, используется метод изолинейного моделирования. Результат совокупной оценки полученных моделей по всем временным срезам территории г. Барнаула позволил установить общие закономерности, которые проявляются в расширении зоны негативного влияния деятельности промышленных объектов (предприятий), в своеобразном дроблении «ядер» влияния из центров, в пределах которых концентрировалась все промышленное производство (например, в конце XIX в.) в периферийные зоны, в формировании так называемой промышленной зоны, которая на планах 30-х гг. XX в. была четко отделена от спальных районов. В большинстве случаев вряд ли можно говорить о прямом воздействии деятельности предприятий на человека (за исключением рабочих и сотрудников предприятий), как правило, негативное воздействия оказывалось опосредованным образом через ухудшение санитарной обстановки и ухудшение состояния экосистем. Анализ смертности населения Барнаула не демонстрирует ярко выраженной специфики смертности, которая могла быть обусловлена влиянием промышленного производства. Сопоставление показателей с материалами по другим городам (Екатеринбург, Севастополь, Санкт-Петербургская губерния) в ряде случаев показало схожие тенденции.

Содержательные результаты исследования были представлены в 12 докладах на 5 научных конференциях международного, всероссийского и межрегионального уровня (Барнаул, Екатеринбург, Москва, Пермь, Томск). По теме исследования опубликовано 9 работ в изданиях, индексируемых в РИНЦ, из них 2 работы в журналах ВАК, из них 1 работа в журнале, индексируемом в WoS. 2 работы находятся в печати. Тематика всех публикаций соотносится с выполняемыми задачами.

Итоги выполнения проекта

В ходе исследования по тематике проекта были изучены работы отечественных и зарубежных авторов соответствующих направлений. Изучение пространственных аспектов городской истории в целом и инфраструктуры в частности активно развивается, особенно на региональном уровне. На сегодняшний день имеется сравнительно небольшое количество работ по экологическим аспектам исторического развития городов, однако, их количество постепенно растет. Однако, тема пространственных и экологических аспектов городской инфраструктуры по-прежнему остается новой и недостаточно изученной.

Архивно-информационный поиск показал, что основными источниками по изучению инфраструктуры городов юга Западной Сибири (Барнаула и Бийска) в изучаемый период являются документы, содержащиеся в фондах Государственного архива Алтайского края (ГААК) и Государственного архива Томской области (ГАТО). Различные аспекты благоустройства городов представлены также в официальных публикациях статистических данных. Не выявлено архивных источников, систематически освещающих вопросы экологии городов вплоть до конца XIX – начала XX вв., сведения об этом сводятся к описательной информации и случайным упоминаниям фактов.

При анализе большого количества современных определений был выделен обобщенный подход, в котором городская инфраструктура трактуется как комплекс объектов и видов деятельности, функционирование которых направлено на создание общих условий для жизнедеятельности населения через удовлетворение личных потребностей каждого конкретного человека на территории города, который был применен и к классификации объектов инфраструктуры города. Был сформирован реестр объектов инфраструктуры Барнаула по основным ее видам в соответствии с ее классификацией на жилищно-коммунальную и социальную, транспортную, экономическую, рыночную, инженерную, информационную, военную и туристическую.

На основании планов городов создана ГИС городов юга Западной Сибири. Разработана серия тематических карт, характеризующих промышленно-хозяйственный комплекс и инфраструктуру городов Барнаула и Бийска. Сформированы комплекты пространственных данных в ГИС, позволяющие строить модели и анализировать ситуацию на основе этих моделей в «статичном» режиме.

Для задач пространственно-временного анализа инфраструктуры городов и выявления причинно-следственных связей факторов, определяющих ее динамику, использован метод изолинейного моделирования (в геоинформатике – методы аппроксимации геополей). Результат совокупной оценки полученных моделей по всем временным срезам территории г. Барнаула позволил установить общие закономерности, которые проявляются в расширении зоны негативного влияния деятельности промышленных объектов, в своеобразном дроблении «ядер» влияния из центров, в пределах которых концентрировалась все промышленное производство (например, в конце XIX в.) в периферийные зоны, в формировании так называемой промышленной зоны, которая на планах 30-х гг. XX в. была четко отделена от спальных районов. Но внутри локальных очагов концентрации вредных производств экологическая ситуация была достаточно плохой, особенно с точки зрения воздействия на экосистемы.

Исследованием установлена связь между демографическими показателями уровня смертности (в том числе младенческой) и наличием либо отсутствием, а также состоянием объектов городской инфраструктуры. Подтвердилось отмеченное в историографии наличие зависимости между уровнем младенческой смертности и уровнем грамотности – более образованная часть населения имела доступ к информации об уходе за ребенком (в городах Западной Сибири дети до года составляли 50–60% среди умерших), питании и медицине. Выявлены промышленные объекты городской инфраструктуры, негативно влияющие на окружающую санитарную обстановку и состояние экосистем.

Результаты исследования были представлены в 36 докладах на 13 научных конференциях, в том числе на 5 международных, 6 Всероссийских и 2 межрегиональных. Опубликовано 36 работ (РИНЦ), в том числе 4 в журналах ВАК, в том числе 1 в журнале, индексируемом в базе Web of Science. Подготовлена рукопись монографии по теме проекта.

Основные публикации по проекту:

Владимиров В.Н., Крупочкин Е.П. Технология цифрового картографирования в исторической среде: проблемы и перспективы развития // Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Пермь, 2018. http://dhconf.ru/wp-content/uploads/2017/05/DH_PERM_2018.pdf

Крупочкин Е.П., Владимиров В.Н. Геоинформационное картографирование структуры городов Юга Западной Сибири (вторая половина XVIII – начало XX вв.): обзор возможностей // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Пермь, 2018. http://dhconf.ru/wp-content/uploads/2017/05/DH_PERM_2018.pdf

Сарафанов Д.Е. Городское пространство и размещение приходского населения в Сибири в XIX веке (опыт применения компьютерных технологий) // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Пермь, 2018. http://dhconf.ru/wp-content/uploads/2017/05/DH_PERM_2018.pdf

Сарафанов Д.Е. Опыт анализа причин смерти населения Барнаула во второй половине XIX – начале XX в. (по материалам метрических книг) // Известия Уральского Федерального университета. 2018. Серия 2. Гуманитарные науки. Т. 20. № 4 (181). https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/issue/viewIssue/334/pdf_33

Щетинина А.С. Архивный фонд Строительного отделения Томского губернского управления как источник по изучению инфраструктуры Барнаула второй половины XIX — начала XX в. // Известия Алтайского гос. университета. 2018. № 5 (103). http://izvestiya.asu.ru/article/view/4944/3820

Владимиров В.Н., Крупочкин Е.П. О необходимости учреждения и развития фонда пространственных исторических данных // Историческая информатика. – 2019. – № 1. – С. 160 - 168. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.1.29350. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29350

Щетинина А.С. Отражение состояния и развития инфраструктуры Барнаула в архивных материалах XIX — начала XX в. // Известия Алтайского гос. университета. 2019. № 6. http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282019%296-16

ВложениеРазмер
Отчет по проекту РФФИ № 17-06-00498 757.31 КБ