Главная | История института | Исторический факультет АлтГУ. 1973–2013. Барнаул, 2013 (pdf)

1.2 С кратким названием «АГУ»

А.В. Шестаков

Наш университет, получивший краткое, чуть забавное название АГУ, вступил в жизнь Алтайского края осенью 1973 года.

Моя работа в университете на кафедре истории началась с первых дней занятий, которые, как мне помнится, чуть-чуть запоздали к обыч­ному сроку – 1 сентября. Мне предстояло вести курс всеобщей истории: историю первобытного общества и Древнего мира в первый год обучения студентов истфака и историю средних веков – на втором курсе.

Конечно, я не мог деке подумать о том, что буду работать в коллективе АГУ 24 года, то есть, вплоть до конца 1997 года. У меня был длительный опыт преподавания всеобщем истории в педагогическом институте: в Бийском пединституте я проработал 19 лет, но перспектива занятий по совершенно иней, более обширное и содержательной программе меня воодушевила и казалась заманчивой. Думалось, что станет более обширной научная работа. Я был готов к преодолению большого накала. Склонен признаться, что работа была во многих отношени­ях сложной и нелёгкой, но она доставила, мне много радостных волнений и явную удовлетворённость. Быть благодарным за это, видимо, нужно, прежде всего студентам, состояние которых по своим побуждениям было сходно с моим, а затем – всем моим коллегам кафедры, дружно со­действовавшим формированию сильного и сплочённого коллектива. Замечу при этом, что после первого выпуска студентов кафедра стала пополняться нашими воспитанниками, склонными к дальнейшему укреплению преподавательского сообщества.

Нa моих глазах прошла двадцатипятилетняя история университета. Я был свидетелем и участником всех событие, связанных со становлением и развитием одной из первых кафедр АГУ – кафедры истории.

Излишне пространно говорить о несомненной нужности университета на Алтае в 70-е годы. Об этом говорилось много. Но было бы несправедливо не отметить, что заслуга его открытия принадлежала Алтайскому крайкому КПСС и его первому секретаретарю А.В.Георгиеву. Это факт самой истории. Хлопоты по созданию АГУ были долгими и трудными. В правительстве идея создания университета на Алтае не нашла достаточного одобрения. Сам министр высшего образования противился положительному решению дела.

Научное направление «Флагмана алтайской науки», как стали называть АГУ обрадованные барнаульцы, определялось двумя главными фак­торами: потребностями бистро растущей промышленности и механизации сельского хозяйства, превалирующего в экономике края; потребностями роста культуры и просвещения, в частности, школьного образования.

Университет должен был стать кузницей научных кадров для стремительно растущей Сибири.

Постановление Совмина СССР было подписано Косыгиным и вошло в силу. Оставалось возможно быстрее определиться в первоначальном выборе первых факультетов и кафедр.21 июня 1973 года «Алтайская правда» опубликовала объявление о наборе студентов на I курс очного обучения по четырём специальностям: планирование промышленности, экономика труда, русский язык и литература, история. Безусловно, штат преподавателей был ограничен, поэтому било положено начале двум факультетам юридическому (как филиал ТГУ он уже существовал в Барнауле) и историко-филологическому. Это позволило обходиться единым деканатом.

На мой взгляд, была очень удачно разрешена проблема руководства молодым университетом. Мы в праве гордиться тем, что становление нашего университета находит связь с самоотверженней работой многих умелых администраторов и преподавателей-историков, выполнявших сложнейшие задачи начальной организации нового учебного заведения на Алтае и руководства им. Шею в виду настойчивую работу первого ректора, профессора Василия Ивановича Неверова, показавшего пример умной неутомимости и делового расчёта целей, ещё более – работу опытного органи­затора и талантливого учёного А.П. Бородавкина, ответственно выполнявшего обязанности проректора АГУ, на первых порах и по учебной, и по научной частя. Первым деканом историко-филологического факультета, по сути пока единственного в АГУ, стал кандидат исторических наук, доцент Ю.С. Булыгин. Научная и педагогическая деятельность руководителей университета в недавнем прошлом была связана с Томским государственным университетом, старейшим в Сибири. В течении нескольких лет преподавательский состав нашего университета интенсивно комплектовался за счет высококвалифицированных или совсем молодых учёных ТГУ. Даже сегодня у нас есть полное основание повторить с чу­вством глубоко осознанного достоинства слова Ю.С.Булыгина: «Мы выросли из томских традиций». Это справедливо, хотя помощь ро­ждающемуся «на пустом месте» АГУ оказывали также вузы Новосибирска, Омска, Кемерова, Ростова и др.

Ценен труд и организаторский вклад в основание АГУ ряда истори­ков: А.А.Храмкова, М.И.Казанцева, В.Г.Козлова, А.Т,Плахина, А.С.Шемякиной, С.М.Лифшица и рано умершего профессора Е.М.Залкинда.

Общее число студентов, принятых на стационарное обучение в 1973 году дошло до 300 человек. С 1 декабря 1974 года стало работать под­готовительное отделение, рассчитанное на 100 слушателей. В этом го­ду студентами АГУ уже числились 525 человек. К концу года заверши­лось формирование экономического факультета, а вскоре физико-математического, химического и биологического. Число юношей и девушек, желающих поступить в АГУ, было велико и с каждым годом возрастало. Высокой популярностью стал пользоваться исторический факультет. Его ранняя биография мне особенно близка, поэтому ограничусь в дальней­шем прямым повествованием о нём.

Первый набор будущих историков составил 50 человек – две группы. Многие студенты нуждались в общежитии. К началу занятий оно было го­тово и приняло первых обитателей. Помогать коменданту в налаживании жизни студентов стал Студенческий совет, возглавленный очень серьёзной деятельной студенткой Ниной Колычевой.

Обязанности заведующего кафедрой истории принял на себя по совместительству Александр Павлович Бородавкин. Наверное, он не считал возможным для себя остаться в стороне от родной для него кафедры. Он был чрезвычайно занят, но находил время для постоянного общения с коллегами-историками. С особенным вниманием занимался комплектованием кафедры преподавателями, претендующими на постоянную рабо­ту и временную почасовую. Любопытно заметить, что свои решения он часто проверял мнением кафедры.

Основные занятия по предметам истории вели пять штатных препода­вателей: А.А.Храмков (история КПСС), Ю.С.Булыгин (история СССР и ис­тория Сибири), А.В.Шестаков (всеобщая история), А.С.Шемякина (семи­нарские занятия по этнографии), С.И.Масленниковский (семинары по ис­тории Древнего мира). К почасовой работе были привлечены опытные историки Барнаульского государственного пединститута: доцент А.П.Уманский (археология) и доцент А.Д.Сергеев (лекции по этнографии). В большинстве случаев преподаватели-лекторы отвечали за организа­цию и семинарских и практических занятий.

Тщательная подготовка к первому набору студентов дала свои ре­зультаты. Набор оказался очень удачным. Молодые люди, сменившие школьные классы на аудитории вуза, с первых дней проявили серьёзное отношение к занятиям, общую дисциплинированность, увле­чённость познанием, стремление к организации различных форм общест­венной деятельности. Отрадно было наблюдать быстрое формирование сплочённости учащих и учащихся, которая воплотилась ещё в ла­тинском средневековом термине «университет» – демократическое объ­единение или союз преподавателей и студентов.

Высокими оказались результаты текущей и итоговой успеваемости. Десять студентов завершили учебный год с отличием. Удовлетворитель­ные оценки были единичными, а неудовлетворительные – крайним исклю­чением даже в первом семестре. Успеемоеть в I семестре – 98 %9 во втором – 100%. По успеваемости историки заняли первое место в университете. Студенты единодушно похвально отзывались об организации занятий. Огорчения вызывали ограниченные возможности работы с допол­нительной литературой и источниками (беден был ещё книжный фонд би­блиотеки, отсутствовал читальный зал), в частности, на семинарах. Очень серьёзная и почти вечная беда исторических факультетов, которая, видимо, даже усугубилась в настоящее время.

С первого года занятий в университете стало практиковаться пригла­шение крупных учёных, историков и филологов, для чтения лекций, оди­ночных или составляющих тематический цикл. Студенты слушали несколько ярких выступление академика Окладникова, лекции доктора филологических наук Одинокова (Новосибирск), профессоров Щеглова и Кима (Томск), профессора Исупова (Свердловск), Кузякова (Ленинград). На истфаке стали регулярно работать кружки истории Алтая и археологии. Был налажен выпуск стенной газеты историков «Скиф».

В ноябре 1974 года состоялась первая научная конференция сту­дентов, ставшая ежегодной. Было прослушано и обсуждено 25 докладов. Возникли первые группы художественной самодеятельности, а в 1975 году состоялся первый смотр творческих организаций истфака, ставший приметным событием в жизни города. С 1974 г. началась подготовка студентов заочного отделения.

Высокую активность проявили студенты-историки в организации трудовой деятельности через создание трудовых отрядов, причём не только в летнее время, но и зимой на обустройстве и строительстве университета. Правда, эта неизбежная и крайне необходимая работа нередко наносила прямой ущерб занятиям.

Студенческим трудом создавались не только значительные ценности и в городе, и в деревне. Трудовая деятельность, при правильной её организации, несомненно, играла положительную роль в воспитании любви к труду и нравственных задатков студентов. Можно пожалеть, что лучшие её формы теперь преданы забвению и утрачены.

Видимо, не будет ошибочным наше суждение о том, что успехи первых лет обучения студентов заложили прочные основы будущего развития АГУ, в частности, развития его гуманитарных факультетов. В народе говорят: «Лиха беда – начало». В смысле – труднее всего начинать. По нашему мнению, именно в первые годы свершился в основе своей очень важный процесс рождения студенческих традиций, которые не поддаются измерениям, ни временным, ни количественным. Попытаемся назвать из традиций многих ГЛАВНЫЕ: сложилась гордость за принадлежность к ныне уже огромной общности АГУ; стало нормой уважительное отношение к старшим по возрасту, жизненному опыту и образованности; стало постоянном влечение к самоусовершенствованию, прежде всего средствами познания; вошло в привычку требовательное отношение к себе и окружа­ющим; стало осознанным бережливое отношение ко времени.

Алтайский государственный университет дал стране и родному краю армию интеллигентных людей, способных служить благу Родины. С чувством волнующего прикосновения к прошлому рассматриваю две коллективных фотоснимка студентов исторического факультета, составивших первый выпуск 1978 г. 50 человек. Одна треть из них достигла званий доктора, профессора, кандидата наук: Глушанин, Цыб, Чернышов, Аршицева, Владимиров, Разгон, Лабеко (Курныкина), Щеглов, Притчина, Комаристая. Старухин, Шамшин и ещё, ещё! Это наша добрая смена. Это люди грядущего века...

Доброго здоровья я удачи всем, идущим путями высокого познания и подлинной справедливости! Добрых и умных свершений!