Из истории кафедры | Состав кафедры | Компьютерный класс | Учебно-методическая работа | Научная работа



В.Н.Владимиров, Н.А.Урусов

О возможностях компьютеризованного
тестового контроля

(Статья опубликована в книге: Компьютер и историческое знание.
Барнаул, 1994, с.177-183)

Применение компьютера в учебном процессе неразрывно связано с созданием новой информационной среды образования. Информационное общество способно существовать лишь в условиях высокой информационной культуры составляющего его населения. Формирование этой информационной культуры и является, на наш взгляд, одной из главных целей компьютеризации учебного процесса как в средней, так и в высшей школе.

Сейчас уже не стоит вопрос, нужен ли компьютер в обучении, речь идет о тех принципах, формах и методах, на основе которых он применяется. Нет сомнений, что компьютеризация учебного процесса, подчас идущая методом проб и ошибок, - проблема серьезная и имеющая самые разнообразные аспекты, в особенности если речь идет о гуманитарных дисциплинах.

В настоящее время уже существует определенный набор учебных компьютерных программ, касающиеся различных сторон исторического образования. В целом следует отметить, что опыт ведущих университетов стран СНГ, таких, как Московский, Белорусский и некоторых других показывает плодотворность широкого внедрения компьютера в учебный процесс [1]. С точки зрения исторической информатики, как известно, можно говорить о двух аспектах этого процесса: применении компьютерных технологий в обучении студентов исторической иформатике, с одной стороны, и компьютеризации "традиционных" исторических дисциплин, с другой.

Наибольшее продвижение на сегодняшний день достигнуто в области создания контролирующих программ. Здесь наблюдается значительное разнообразие разработок, начиная от жестко поставленных вопросов, предполагающих однозначные ответы, и заканчивая ответами в свободно конструируемой форме [2]. Такое внимание к педагогическому контролю вполне оправдано, потому что традиционная система контроля в вузе переживает определенный кризис, на что неоднократно указывалось многочисленными исследователями этой проблемы. Недостатки традиционной системы контроля очевидны и являются во многом продолжением ее достоинств. Простота и универсальность устного опроса весьма привлекает, однако он выборочен, не дает возможность выслушать всех студентов, а в случае слабых ответов полностью убивает интерес сильных студентов к теме обсуждения. Экзамены внешне производят впечатление честного творческого соревнования между студентом и преподавателем, но из-за особых условий их проведения снижают возможности реализации высокого уровня знаний многими студентами. Система оценок слабо дифференцирует студентов, часто в один класс (например, знающих предмет на "хорошо") попадают люди с весьма различным уровнем знаний. Наконец, все преподаватели знают, как разнообразит учебный процесс и повышает мотивацию студентов к обучению использование каких-то новых элементов в преподавании, поэтому любой творчески мыслящий преподаватель постоянно что-то изобретает в дополнение к существующей системе контроля.

Нам бы хотелось обратить внимание еще на одну форму контроля знаний, форму универсальную, применимую как в средней школе, так и в высшей. Мы имеем в виду тестовый контроль [3], который в последнее время привлекает все большее внимание педагогов в самых разных сферах 4].

Преимущество тестового контроля состоит в том, что он является научно обоснованным методом эмпирического исследования и в определенной сфере позволяет преодолеть умозрительные оценки знаний студентов. Следует отметить, что задания, используемые многими преподавателями и называемые ими тестовыми, на самом деле таковыми вовсе не являются. В отличие от обычных задач тестовые задания имеют четкий однозначный ответ и оцениваются стан- дартно на основе ценника. В самом простом случае оценка студента есть сумма баллов за правильно выполненные задания. Тестовые задания должны быть краткими, ясными и корректными, не допускающими двусмысленности. Сам же тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности. Тестовый контроль может применяться как средство текущего, тематического и рубежного контроля, а в некоторых случаях и итогового, но особенно эффективен, на наш взгляд, в первой из этих форм.

Разумеется, там где знания и учебный материал структурируются и формализуются легче, как, например, в естественных науках, составлять тестовые задания легче. Вместе с тем все учебные дисциплина, в том числе и такие "супергуманитарные", как исторические, основываются на базовых знаниях. В истории сюда относится знание событий, дат, имен, определений основных понятий и многого другого. Проверка базовых знаний средствами тестового контроля позволяет преподавателю в оставшееся время уделить больше внимания общению со студентами на уровне концепций и выводов, проверить традиционными формами не столько знание, сколько понимание проблематики той или иной учебной дисциплины. Следует подчеркнуть, что именно проверка базовых знаний является сферой тестового контроля.

Тестовый контроль имеет еще одно преимущество. Без особых затрат времени он позволяет опросить всех студентов по всем разделам учебного курса. Сумма оценок может составить рейтинг знаний, который, по усмотрению преподавателя, может служить основой освобождения студента от сдачи части, а в отдельных случаях и всего курса. Тесты привлекают студентов своей необычностью по сравнению с традиционными формами контроля, побуждают к систематическим занятиям по предмету, создают дополнительную мотивацию обучения.

Тестовый контроль возможен в "бумажной" форме, когда студентам выдаются листы бумаги с напечатанными тестами, но по-настоящему он эффективен только в "компьютеризованном" виде. Высокая технологичность тестового контроля хорошо способствует этому.

Нами разработана компьютерная программа "ТЕСТ", основное назначение которой - автоматизированная подача тестовых заданий, учет студентов, проходящих тестовый контроль, представление результатов этого контроля в форме, удобной для обработки результатов как в плане дальнейшего совершенствования тестов, так и суммирования результатов прохождения конкретными студентами системы тестов по той или иной дисциплине. "ТЕСТ" может работать на любом компьютере, совместимом с IBM PC.

Программа написана на языке "PASСAL". Она считывает тестовые задания с файлов специального вида, которые может составлять пользователь по соответствующему алгоритму. В этом плане программа является универсальной: поскольку основные принципы составления тестов не зависят от характера закладываемого в них материала, наша программа после заполнения ее соответствующими тестовыми заданиями может проверять студентов по любой учебной дисциплине как гуманитарного, так и любого другого профиля.

В рамках контролирующей программы возможна подача тестов четырех основных (классических) форм:

1) закрытой: выбрать один правильный из нескольких предложенных ответов;

2) открытой: добавить недостающую смысловую единицу (термин, имя, дату) в предложение;

3) на соответствие: установить соответствие между двумя группами смысловых единиц;;

4) на установление правильной последовательности: установить правильную последовательность фактов, событий, терминов в определении и т.д.

После запуска программы перед пользователем на экране появляется список тестов. Он выбирает себе тест и ему на экран выдается краткая характеристика теста, после чего он может отказаться от прохождения теста или же подтвердить свое согласие. Во втором случае запрашивается фамилия. Список прошедших тесты также хранится отдельным файлом по маршруту, указанному преподавателем, осуществляющим контроль. Без его разрешения один и тот же тест не может быть пройден одним и тем же студентом более одного раза. Из каждого экрана студент может обратиться к модулю помощи, который указывает технику работы с клавиатурой компьютера при ответах на тестовые задания. Программа снабжена также инструкцией, которую пользователь может вызвать по желанию перед началом тестирования.

Результаты прохождения теста также хранятся в отдельном файле, где указывается, какие ответы были даны на вопросы (правильные или неправильные). Они сводятся в матрицу бинарных данных, которая в дальнейшем может быть переведена из ASCII-формата в формат любого пакета прикладных статистических программ либо электронных таблиц для обработки методами описательной статистики, корреляции, факторного анализа и т.д. В отдельный файл сводятся результаты прохождения каждым студентов всего набора тестов по той или иной учебной дисциплине. Эти данные являются основой для рейтинга каждого студента.

Созданная версия программы предназначена только для контроля знаний студентов. Следующей ступенью в развитии программы будет создание модулей с элементами обучения, что направлено на реализацию одного из важнейших принципов дидактики - сочетания обучения с контролем. Представляется, что эти модули помимо тестовых заданий, предназначенных для самоконтроля студентов и безусловно не совпадающих с зданиями, используемыми при контроле, будут включать в себя элементы диалога со студентом, оценку ответов и рекомендации к дальнейшей работе над материалом, а, возможно, и некоторую справочную информацию.

Авторы выражают глубокую благодарность заведующему кафедрой педагогических измерений учебного центра при исследовательском центре Государственного комитета РФ по высшему образованию В.С.Аванесову за постоянные консультации и неоценимую помощь в работе.

Примечания

1] См. напр.: Бородкин Л.И. Квантификация и компьютеризация на историческом факультете МГУ // Информационный бюллетень комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении истории АН СССР. - 1991. - N 3, октябрь. - С.25-28; Балыкина Е.Н. Компьютеризация обучения истории в вузе: белорусский опыт // История и компьютер: Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. - St.Katharinen, 1993. - С.227-236.

2] Гарскова И.М. Может ли компьютер принимать зачет? // Информационный бюллетень комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении истории АН СССР. - 1991. - N 2, август. - С.18-21; Королева М., Злобин Е. Автоматизированная обучающая система по истории России // Информационный бюллетень комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении истории РАН. - 1992. - N 7, декабрь. - С.66-68.

3] Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Наука, 1982. - 199 с.; Он же. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. - М.: 1989. - 167 с.; Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: Учебное пособие. - М., 1991. - 36 с.; см. также: Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 303 с.

4] См. напр. Абрамов А.В., Бородина О.И., Щербакова О.М., Петров В.Н. История России: Тесты. - Книги 1-3. - М., 1993; Они же. Основы современной цивилизации: Тесты. - М., 1993. Следует отметить, что оубликованные в этих работах и предназначенные для средней школы тесты, разработанные в гуманитарном центре "ВЛАДОС-МПГУ", безусловно, представляют собой очень ценный материал, но все же не в полной мере удовлетворяют тем требованиям, которые должны предъявляться к тестам.



Гранты и программы | Публикации | Конференции, школы, семинары | НИТ в образовании