Из истории кафедры | Состав кафедры | Компьютерный класс | Учебно-методическая работа | Научная работа



В.Н.Владимиров

Преподавая историческую информатику...

Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ.
Минск, 1999. С.12-19.

Органическое единство исследовательской и преподавательской деятельности - идеальная вещь для любого человека, считающего себя научным работником. Первая дает глубину, а вторая - широту взглядов и возможность оттачивать силу своих аргументов на таких благодарных и недоверчивых оппонентах, какими студенты являлись во все времена.

Существуют учебные дисциплины, по которым методика преподавания формируется десятилетиями, особенно это относится к фундаментальным курсам, хотя и здесь преподавателя неминуемо ждет масса "подводных камней". Сложнее с курсами синтетическими, междисциплинарными. Здесь приходится овладевать знаниями подчас из совершенно разных областей науки. Действительно, преподаватель исторической информатики постоянно лавирует между Сциллой исторического фундаментализма и Харибдой информатического снобизма: с обеих сторон следуют перманентные упреки в отрыве от исторической науки и полном дилетантизме в компьютерных вещах. А если к этому добавить практически ежегодную корректировку основополагающих концепций и терминологии, постоянное совершенствование технологий и сравнительно небольшой опыт ввиду того, что преподавание этой дисциплины началось 10-12 лет назад (а начальный этап проходил к тому же практически без использования компьютеров), то можно сделать вывод. что без веревки и мыла, да еще безудержного оптимизма никак не обойтись. На самом же деле, если говорить серьезно, только в постоянном контакте представителей разных университетов и школ можно выработать соответствующие методики и техники преподавания, определить его предметную область и формы контроля знаний, а главное - понять самим те цели, которые мы преследуем.

Дискуссии на страницах научных изданий, обсуждения на конференциях и семинарах Ассоциации "История и компьютер" позволили в принципе установить то направление, в котором мы двигаемся. Однако, достигать каждого следующего пункта можно прямой шоссейной дорогой, а можно грунтовой объездной, если за поездку по первой надо хорошо заплатить. Точно так же при единой стратегии выбираемая нами тактика преподавания зависит прежде всего от наших конкретных задач и возможностей, не в последнюю очередь технических и финансовых.

Сегодня есть на кого равняться и чей опыт можно использовать и творчески перерабатывать. Я имею в виду прежде всего МГУ им. М.В.Ломоносова, где преподавание того, что мы называем сегодня "исторической информатикой" базируется на многолетнем опыте и фундаментальной научной школе, а также Белорусский университет, где преподавательская компонента в существующей научной школе является основополагающей.

Серьезный импульс становлению "педагогического лица" исторической информатики в высшей школе стран СНГ дало издание ряда программ [4, 7, 11] и учебных пособий [6, 10, 12], после которого оправдать отсутствие соответствующего учебного курса в том или ином университете уже просто трудно.

Преподавание исторической информатики в Алтайском государственном университете имеет сегодня свою историю, не очень долгую, но трудную, а подчас и мучительную. В учебные планы с 1985 г. были включены новые предметы: "Математические методы в исторических исследованиях" и "ЭВМ и программирование". Именно из этих двух курсов и вырос постепенно курс исторической информатики. Началось же все со знаменитой "кампании компьютеризации", многократно воспетой и раскритикованной многими моими коллегами. Автор этих строк постигал "компьютерные премудрости" в МГУ им. М.В.Ломоносова, где помимо всего прочего нынешний Президент Ассоциации "История и компьютер" Л.И.Бородкин провел для интересующихся небольшой семинар по преподаванию новых курсов и поделился накопленным в МГУ опытом.

Однако опыт опытом, а как преподавать методы и технологии, если имеешь об этом довольно смутное представление, а под руками у тебя нет не то что компьютера, а даже простого калькулятора (несколько лет обходились тем, что приносили студенты с собой на занятия). Тем не менее мы смогли это преодолеть, более того, мы не совершили ошибки, которая могла случиться очень легко и заключалась бы в полной передаче новых курсов на откуп математикам (что они наперебой предлагали). Вместо этого был выбран путь постоянного сотрудничества, но при "руководящей" роли историков, который я считаю при прочих равных условиях наиболее предпочтительным. Позже, примерно с 1992-1993 гг. началось слияние двух существующих курсов и введение в учебный план нового курса информатики. Окончательно контуры преподавания определились в 1995 г., когда на историческом факультете начал функционировать полноценный компьютерный класс сначала на 9, а со следующего года - на 10 мест.

В настоящее время подготовку по исторической информатике в Алтайском университете нельзя назвать полностью устоявшейся, но все-таки она постепенно принимает системный характер. По ряду соображений общий курс информатики, являющийся частью естественнонаучного блока учебного плана, преподается на первом курсе для всех специальностей и направлений. Лекционная часть вычитывается в первом семестре преподавателями кафедры информатики, во втором - автором этих строк. Первая часть, собственно, знакомит с общими понятиями информатики как науки. Вторая же ориентирована на пользователей с гуманитарным уклоном, лекции несколько отличаются для разных потоков, в зависимости от направлений и специальностей, по которым обучаются студенты.

Главная цель, которая нами поставлена в преподавании общего курса, заключается в том, чтобы студент вышел из университета подготовленным к работе с компьютером на уровне пользователя. Такая сугубо практическая ориентация диктуется сегодня прежде всего потребностями рынка специалистов - практически везде нужны люди, умеющие работать на компьютере и готовые к освоению новых программных продуктов.

Внимательное изучение разного рода программ курсов, преподаваемых в разных вузах, побудило нас остановиться на программе, по которой работает исторический факультет Московского университета. Привлекла она нас прежде всего здоровым прагматизмом и ориентацией на практическое владение компьютером. Конечно, возможности у наших университетов разные, но принципы преподавания в целом одни и те же. Разумеется, в нашем исполнении эта программа выглядит несколько по-другому, естественно, что она наполняется несколько иным содержанием, но сохраняет свой дух. За год еженедельных практических занятий студенты обучаются работе с сетью, обеспечиваемой Windows NT, Windows 95 в качестве клиента и некоторыми приложениями, главным образом это Microsoft Office, в последнее время к этому добавилась работа в глобальных информационных сетях. Ориентация на продукты фирмы Microsoft не случайна. Сколько бы ни ругали Билла Гейтса и его империю, никуда от них не денешься. И везде, куда придут наши выпускники, их будут ждать все те же "окна", может быть только не 95-й, а 98- й или 2000-й модели с неизменным "эксплорером", и все тот же "офис".

Немаловажное значение мы придаем "чистоте" программного обеспечения. Мы в принципе не используем в обучении нелицензионные программы, что с большим пониманием встречается студентами, которые все-таки олицетворяют собой новое, в некоторых отношениях более цивилизованное поколение.

Для основной части студентов знакомство с компьютером на этом заканчивается, но только в плане обязательных занятий. Все внеучебное время компьютерный класс открыт для всех зарегистрированных пользователей, в число которых могут без каких-либо ограничений попасть все студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники факультета. Правда, большинство преподавателей и сотрудников предпочитает общение с компьютером на своих рабочих местах, поскольку все кафедры факультета имеют собственные машины, общее число которых в сети достигает в настоящее время 25 и постоянно увеличивается. Помимо выхода в Интернет на факультете функционирует собственный Интранет-сервер, на котором размещена актуальная учебно-методическая и административная информация (учебно- методические комплексы, списки групп, доска объявлений и пр.). Компьютерный класс не пустует, а число курсовых и дипломных работ, подготовленных на размещенных в нем машинах, постоянно растет.

В настоящее время идет подготовка к постановке в учебный план итогового синтетического курса "Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании", который предполагается поставить на 4 или 5 курсе. Необходимость этого шага вряд ли есть смысл каким-либо образом обосновывать, сама же постановка сдерживается лишь нашими кадровыми проблемами, поскольку до сегодняшнего дня вся работа по исторической информатике ведется двумя преподавателями. Согласитесь, что 22-24 часа практических занятий в неделю в компьютерном классе, да еще по одной и той же теме - это, пожалуй, чересчур для одного человека. Поэтому мы возлагаем большие надежды на подрастающую сейчас молодежь.

В силу той же (кадровой) проблемы сдерживается и развитие специализации по исторической информатике, которая у нас совмещена в этом плане с традиционным источниковедением. Пока большая часть нагрузки падает на одного преподавателя. Здесь читаются следующие спецкурсы:

  • "Базы и банки данных в исторических исследованиях";
  • "Интернет для историков";
  • "Статистические методы для историков";
  • "Историческое компьютерное картографирование".

В рамках специализации студенты пишут курсовые работы, тематика которых развивается в двух направлениях: методическом и содержательном. В первом случае раскрываются особенности применения в исторических исследованиях и образовании той или иной компьютерной технологии. Во втором суть работы заключается в использовании компьютера при решении какой-либо содержательной задачи по истории региона. В последнее время мы всерьез задумываемся о более узкой направленности спецсеминара - в рамках исторической демографии.

В 1998 г. было защищено 3 самых первых дипломных работы по исторической информатике, темы которых касались технологий исторического исследования, становления отечественной исторической информатики и особенностей компьютерного картографирования в истории.

Будущее видится нам в дальнейшем усилении "информатической" компоненты в образовании историка в нашем университете. Конечно, это дело не одного года, но в качестве магистрального пути такая цель перед нами стоит.


От проблемы "Как преподавать историческую информатику?" можно легко и естественно перейти к проблеме использования компьютерных методов в преподавании других исторических дисциплин. Не секрет, что многие преподаватели высшей школы, и среди них в первую очередь преподаватели гуманитарных дисциплин, с большой осторожностью относятся ко всяким инновациям в учебном процессе. Этим и диктуется та постепенность, с которой следует приступать к применению в историческом образовании новых технологий обучения.

Впервые этот вопрос встал перед нами в 1991 г., когда автор этих строк прошел подготовку по разработке тестовых заданий и тестов как формы контроля знаний в учебном центре Государственного комитета СССР по народному образованию в Москве, где ведущим преподавателем был известный специалист, ныне доктор педагогических наук В.С.Аванесов, в работах которого можно найти как теорию педагогических тестов, так и основу для применения их на практике [1, 2, 3]. Приобретенные знания были реализованы нами при поддержке администрации Алтайского университета в рамках программы "Университеты России". В этом русле нами разрабатывались темы: "Информационное обеспечение модульной технологии обучения на историческом факультете" и "Внедрение новых информационных технологий в университетское историческое образование". При этом основное внимание уделялось тестовой технологии [8].

Педагогическая наука определила основные формы контроля: текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. В контексте нашей работы наибольшее внимание обращалось на текущий контроль, поскольку именно его модернизация способна в значительной степени изменить значение тематического, рубежного и итогового, достичь оптимального сочетания и соотношения прежде всего текущего контроля и итоговой проверки знаний студентов.

Из всех основных функций контроля (диагностической, обучающей, организующей и воспитывающей) наиболее важной в рассматриваемом контексте является диагностическая, цель которой - получить информацию о степени подготовки студента, выявить уровень знаний, умений и навыков. Результатом нашей работы стало составление нескольких сот тестовых заданий по различным дисциплинам как университетских (история первобытного общества, количественные методы в истории, история русской культуры, методика преподавания истории), так и школьных (отечественная история) курсов. Тестирование в бумажной форме в течение 1991-1994 гг. применялось автором на занятиях неоднократно и довольно успешно. Анкетирование, проведенное среди студентов показало, что тесты, во-первых, вызывают дополнительный интерес к обучению просто в силу своей нестандартности по отношению к другим формам контроля, а, во-вторых, повышают уровень здоровой конкуренции в процессе изучения материала. Есть, разумеется, и другие плюсы, например, возможность опросить всех студентов по всем разделам с одинаковой "меркой", какой и является тест, повышение уровня систематичности в подготовке студентов, диктующейся "неотвратимостью" тестового контроля и т.д..

Тестовый контроль вполне возможен в "бумажной" форме, когда студентам выдаются листы бумаги с напечатанными тестами, но по-настоящему он эффективен только в "компьютеризованном" виде. Высокая технологичность тестового контроля хорошо способствует этому. Поэтому естественным продолжением работы была попытка создания автоматизированной системы подачи тестовых заданий. Она появилась на свет в 1994 г. [9] Система "Тест" была ориентирована как на студентов - она обеспечивала подачу заданий и представляла результат тестирования, - так и на преподавателей, поскольку давала возможность конструировать тесты, а также организовывать проверку групп студентов. Камнем преткновения стало опять-таки отсутствие достаточного количества компьютеров, в результате этого (а также некоторых субъективных причин) программа дальше не развивалась и постепенно была заброшена.

Все это пишется не для того, чтобы утвердить чей-либо приоритет в развитии тестовых технологий, а с целью показать, что новое - это хорошо (или не очень хорошо) забытое старое, которое может сослужить добрую службу даже сегодня, в эпоху "свободно конструируемых ответов". Последние работы, в частности, белорусских коллег [5], наводят на мысль, что есть необходимость снова попытаться заострить некоторые вопросы, связанные с тестовым контролем, перед преподавателями исторической информатики, которые должны быть помимо всего прочего и в авангарде внедрения компьютерных технологий в преподавание других исторических дисциплин.

Мне неоднократно приходилось участвовать в дискуссиях со своими коллегами по поводу правомерности применения тестов как формы контроля знаний в гуманитарных науках. Основные аргументы сводятся к примитивности тестов и невозможности заменить ими традиционные формы контроля. На это следует ответить, что, во-первых, педагогические тесты вовсе не призваны подменять собой все формы контроля. Они имеют свою, вполне конкретную форму применения - проверку базовых знаний. Такие есть в любых науках - естественных, точных, гуманитарных. В истории сюда относится знание событий, дат, имен, определений основных понятий и многого другого. Проверка базовых знаний средствами тестового контроля позволяет преподавателю в оставшееся время уделить больше внимания общению со студентами на уровне концепций и выводов, проверить традиционными формами не столько знание, сколько понимание проблематики той или иной учебной дисциплины. Следует подчеркнуть, что именно проверка базовых знаний является сферой тестового контроля.

Во-вторых, большинство преподавателей знакомо лишь с одной из форм тестовых заданий, закрытой, суть которой заключается в выборе правильного ответа из нескольких вариантов. Однако существуют и другие формы: к остальным трем основным относятся открытая (добавить недостающую смысловую единицу - термин, дату, имя, цифру - в специально оставленное пустое место); на соответствие (установить соответствие между двумя группами смысловых единиц); на установление правильной последовательности (установить правильную последовательность фактов, событий, терминов в определении). Уже грамотное сочетание этих четырех форм дает возможность создать весьма интересные и полезные тесты. И, наконец, существует безграничное поле для творчества. Хотя надо быть довольно осторожным, поскольку применение тестов как формы контроля знаний - это целая наука, несмотря на кажущийся примитивизм.

Широкое распространение тестов как формы контроля знания в сегодняшней системе образования (в том числе и во время вступительных экзаменов) заставляет преподавателей обратиться к соответствующим разделам педагогической науки. И здесь у нас, специалистов, владеющих компьютерными технологиями, практически необъятное поле для деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М., 1989. 167 с.

2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994. 136 с.

3. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. М., 1996. 191 с.

4. Астахов М.В., Филимонова Е.Н. О программе курса исторической информатики: поиск оптимальной модели // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 1995. © 15. С.46-57.

5. Балыкина Е.Н., Комличенко В.Н., Колос А.В., Курневич Ю.Г. Инструментальная тестовая среда как составная часть АРМ педагога- гуманитария // Телеконференция " Информационные технологии в гуманитарных науках". Казань, декабрь 1998.

6. Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Т.Ф., Лазарев В.В. Историческая информатика. М., 1996.

7. Бородкин Л.И. Информатика и математика. Историческое образование. Программы общих курсов. М., 1998. С.339-350.

8. Владимиров В.Н. Опыт создания системы тестового контроля на историческом факультете // Модульно-рейтинговая технология обучения (опыт применения в вузе и средней школе). Барнаул, 1993. С.167-182.

9. Владимиров В.Н., Урусов Н.А. О возможностях компьютеризованного тестового контроля // Компьютер и историческое знание. Барнаул, 1994. С.177-183.

10. Информатика для гуманитариев. Вводный курс / Под ред. Л.И.Бородкина и И.М.Гарсковой. М., 1997. 220 с.

11. Курс информатики на истфаке МГУ // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 1994. © 12. С.16-32.

12. Сидорцов В.Н., Балыкина Е.Н., Комличенко В.Н., Липницкая О.Л., Носевич В.Л. Историческая информатика. Минск, 1998. 316 с.



Гранты и программы | Публикации | Конференции, школы, семинары | НИТ в образовании