Вернуться к информационным материалам/ На главную

Отечественная история
(вторая половина XIX в).

(методические указания и планы семинарских занятий)

Тема I
Буржуазные реформы второй половины XIX в.
(4 часа)

  1. Причины "цепной реакции" реформ 60-70-х годов.
  2. Разработка и реализация земской реформы. Роль земских органов в пореформенной России.
  3. Городская реформа. Деятельность городского самоуправления.
  4. Проекты и осуществление судебной реформы. "Судебные уставы" 1864 г.
  5. Военный министр Д.А. Милютин и реформы в армии.
  6. Значение преобразований 60-70-х годов: реформы или "революция сверху".

Источники:

Положение о губернских и уездных земских учреждениях
1 января 1864 г.

(ПСЗ. Собрание второе. Т. XXXIX. N 40457)
(Извлечения)

Гл. I. Положения общия

  1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернския и уездныя земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим Положением.
  2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

    I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

    II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

    III. Меры обеспечения народного продовольствия.

    IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

    V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

    VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

    VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

    VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также сохранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

    IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.

    X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагается земское управление, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

    XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование на основании Устава о земских ценностях, местных сборов, для удовлетворения земских повинностей губернии или уезда.

    XII. Представление, через губернское начальство, высочайшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местной хозяйственной пользы и нужд губерний или уезда, и ходатайство по сим предметам, так же через губернское начальство; доставление, по требованию высших правительственных учреждений и начальника губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

    XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

    XIV. Дела, которыя будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

  3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.
  4. На земския учреждения возлагается обсуждение, определение и приведение в исполнение всех законных мер, необходимых для хода дел, ведению означенных учреждений вверенных.
  5. Земския учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать, отчуждать недвижимые и движимыя имущества, заключать договоры, принимать обязательства, учинять гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.
  6. Земския учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.
  7. Земския учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел, по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащия кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему поставленное, признается недействительным.
  8. Земския учреждения подвергаются законной отчетности, порядком, ниже сего указанным, за действия противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильныя распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.
  9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам... Министр внутренних дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками Земского Собора, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседания время...
  10. Если земскими учреждениями не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательным для земства, то Начальник Губернии, когда напоминания его останутся безуспешными, приступает с разрешения Министра Внутренних дел, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет земства.
  11. Земским учреждениям предоставляется на относящихся до них распоряжениях Начальника губернии и высших административных властей приносить жалобу Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту) ...

Гл. II. Состав земских учреждений

  1. Земския учреждения разделяются ... на уездныя и губернския.
  2. Уездныя земския учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездныя Земская Управа.
  3. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избираемых:
    • уездными землевладельцами;
    • городскими обществами;
    • сельскими обществами ...
  4. ...
  5. Выбор Уездных Гласных, присутствующих в Уездном Земском Собрании, производится: а) на съезде уездных землевладельцев; б) на съезде городских избирателей; в) на съезде выборных от сельских обществ.
  6. За лиц, женского пола, за отсутствующих и за достигших гражданского совершеннолетия (21 год), но не имеющих положенного в предшествующей статье возраста, допускаются к выборам лица, снабженныя доверенностями, а за малолетних, несовершеннолетних и состоящих в опеке - их опекуны и попечители ... Сверх того, лица женского пола могут уполномачивать на участие в выборах своих отцов, мужей, сыновей, зятей и родных братьев.
  7. Не могут участвовать в избирательных съездах:
    • лица моложе 25 лет;
    • лица, находящиеся под уголовным следствием или судом;
    • лица, опороченные по суду или общественному приговору и г) иностранцы, неприсягнувшие на подданство России.
  8. ...
  9. ...
  10. ...
  11. Никто не может иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов; одного голоса по личному праву и одного по доверенности или уполномочию.
  12. В избирательном съезде землевладельцев имеют право голоса:
    • лица, владеющие в уезде, на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании.
    • лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленными или хозяйственными заведениями не ниже той же капитальной ценности или имеющие общий годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей ...
    • уполномоченные от Священнослужителей, владеющих в уезде церковной землею ...
  13. ... По воспоследствии распоряжения о выборе Гласных, созвание съездов или выборов уполномоченных делается Уездным Предводителем Дворянства, коему вместе с тем поручается и председательство на означенных съездах ...
  14. ...
  15. ...
  16. Созвание избирательного съезда землевладельцев, по воспоследствии распоряжения о выборе Гласных, производится Уездным Предводителем Дворянства, на которого возлагается вместе с тем и председательство на означенном съезде.
  17. В городских избирательных съездах участвуют:
    • лица, имеющия купеческие свидетельства;
    • владельцы, находящихся на городской земле фабрик и других промышленных и торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей;
    • лица, владеющие на городской земле недвижимой собственностью, оцененною для взимания налогов, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 1000 жителей, не ниже 1000 руб.; и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей...
    • В городских избирательных съездах председательствует Городской Голова.
    • Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуют из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя...
    • Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые Министерством Внутренних Дел, по особому расписанию губерний.
    • Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается...
    • Уездныя Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на 3 года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличить число избираемых членов Управы до шести...
    • ...
    • Избираемый Земским Собранием Председатель Уездной Управы утверждается в этой должности Начальником губернии.
    • Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездным Земским Собранием на 3 года ...
    • ...
    • В Губернском Земском Собрании ... председательствует губернский Предводитель Дворянства.
    • Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года губернским Земским Собранием из своей среды ... Председатель Губернской Земской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел ...

Гл. IV. Порядок действия земских учреждений

  1. Уездныя и губернския Земския Собрания собираются ежегодно по одному разу: Уездныя - не позже сентября, а Губернския - не позже декабря.
  2. Для заседания Уездных Собраний полагается десятидневный срок, а для Губернских - двадцатидневный.
  3. ...
  4. Министру Внутренних Дел предоставляется, в случае необходимости, назначать и разрешать чрезвычайные заседания Земских Собраний ...
  5. ...
  6. Земския Собрания открываются и закрываются: Губернские - Начальником губернии лично, Уездныя - Уездными Предводителями дворянства ...
  7. Все постановления Земских Собраний сообщаются без замедления Начальнику губернии ...
  8. Отзыв о согласии и несогласии Начальника губернии на которое-либо из постановлений Земских Собраний ... должен быть сообщен им подлежащей Земской Управе в течение семи дней от получения того постановления ... Если отзыва в эти сроки не последовало, то постановление Собрания считается получившим согласие Начальника губернии.
  9. В случае возражений Начальника Губернии против постановлений Земского собрания, оно рассматривает подробно обстоятельства, подавшие повод к возражениям, и постановляет свое окончательное заключение, копия с которого сообщается Начальнику губернии.
  10. Вторичное постановление Земского Собрания входит в силу и проводится в исполнение, но Начальник губернии имеет право, под личною своею ответственностию, остановить исполнение тех постановлений, которые он признает незаконными ...

Городовое положение 16 июня 1870 г.

(ПСЗ. Собрание второе. Т. XV, N 48498)
(Извлечения)

  1. Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением - Губернатору, на точном основании правил настоящего положения ...
  2. Городское общественное управление, в постановлениях и решениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоящееся, не действительно ...
  3. Учреждения городского общественного управления суть:
    1. городския избирательные Собрания
    2. Городская Дума, и
    3. Городская Управа.
  4. Городския Избирательныя Собрания составляются единственно для избирания гласных Городской Думы, через каждые четыре года; время созвания их определяется Думою.
  5. Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он не принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных, при следующих условиях:1) если он русский подданный; 2) если ему не менее 25 лет от рождения; 3) если он, при этих условиях, владеет в городских пределах ... на праве собственности, недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому или же, прожив в городе в течение двух лет .. пред производством выборов, или же, хотя бы с временными отлучками, уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промыслового на мелочный торг, или приказчичьего первого разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений, указанных в ст. 37 Положения о пошлинах за право торговли ... и 4) если на нем не числится недоимок по городским сборам ...

  6. Разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, если владеют в городах недвижимым имуществом, с коих взымается в пользу города сбор, или уплачивают в пользу города установленные сборы с документов на право торговли и промыслов (ст. 17) пользуются правом голоса на городских выборах через своих представителей, назначаемых с соблюдением условий, указанных в ст.ст. 17, 18 и 19.
  7. Для производства выборов в гласные, утверждаются в каждом городе, из обывателей, имеющих право голоса на выборах ... три Избирательныя Собрания, на коих каждое выбирает одну треть всего числа гласных ... Для сего обыватели вносятся в список избирателей в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах (ст. 17); а затем лица, внесенныя в означенные списки, делятся на три разряда, или собрания, таким образом: к первому разряду причисляются те из показанных в начале списка избиратели, которые, внося высшие размеры сборов, уплачивают вместе одну треть общей суммы сборов, платимых всеми избирателями; ко второму - причисляются следующие за ними по списку избиратели, уплачивающие вместе также одну треть всех сборов, к третьему - все остальные избиратели. Составленный на изложенных основаниях список, с разделением избирателей на разряды, утверждается Городскою Думаю ...
  8. Городская Дума составляется, под председательством Городского Головы из гласных, избираемых на четыре года ... в числе, соответствующему числу лиц, пользующихся правом голоса на выборах ...
  9. Городская Управа состоит под председательством Городского Головы ...
  10. Должность Городского Головы, членов Городской Управы и Городского Секретаря (Секретаря Думы) замещаются по выбору Городской Думы.
  11. Лица, избранные в должность Городского Головы, а также назначенные для временного замещения сей должностий, утверждаются в сих званиях: в губернских городах - Министром Внутренних Дел, а в прочих городах - Губернатором ...

Учреждение судебных установлений
20 ноября 1864 г.

(ПСЗ. Собрание второе. Т. XXXIX, N 41475)
(Извлечения)

Введение

  1. Власть судебная принадлежит:
    • Мировым Судьям
    • Съездам Мировых Судей
    • Окружным Судам
    • Судебным Палатам и
    • Правительствующему Сенату, в качестве верховного кассационного суда.
  2. Судебная власть означенная в предшествующей 1 статье распространяется на лиц всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
    • Примечание: Судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов определяется особыми о них постановлениями.
  3. Мировой судья есть власть единоличная; Съезд Мировых Судей, Окружные Суды, Судебные Палаты и Сенат есть установления коллегиальные ...
  4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят Судебные следователи.
  5. Для определения, в уголовных делах, вины или невиновности подсудимых, к составу судебных мест ... присоединяются Присяжные Заседатели.
  6. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят Обер- Прокуроры, Прокуроры и их Товарищи.

Разд. 1. О мировых судьях и их съездах
Гл. II. О порядке избрания и утверждения мировых судей

  1. В Мировые Судьи могут быть избраны те из местных жителей, которые: во-первых, имеют не менее двадцати пяти лет от роду; во-вторых, получили образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержали соответствующие сему испытания, или же прослужили не менее трех лет в таких должностях, при исполнении которых могли бы приобрести практические сведения в производстве судебных дел, и в- третьих, если при том они сами, или их родители или жены, владеют ... или пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании Гласных в Уездныя Земския Собрания ..., или другим недвижимым имуществом ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей ...
  2. Мировые Судьи, как почетные, так и участковые, избираются на три года.
  3. Выборы Мировых судей производятся на Уездных Земских Собраниях ...

Гл. V. О съездах мировых судей

51. Съезды Мировых Судей собираются в назначенные сроки, для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, а также для рассмотрения, в кассационном порядке, просьб и протестов об отмене окончательного решения Мировых Судей...

Разд. II. Об общих судебных местах
Гл. I. Об Окружных Судах

77. окружной Суд учреждается на несколько уездов и состоит из Председателя и членов ...

78. ...

79. Судебные следователи, считаясь членами Окружных Судов, состоят в назначенных для каждого из них участках ...

Гл. II. О присяжных заседателях

81. Присяжные Заседатели избираются из местных обывателей всех сословий: во-первых, состоящих в Русском подданстве; во-вторых, имеющих не менее двадцати пяти и не более семидесяти лет от роду, и в- третьих, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в Присяжные Заседатели.

82. Присяжными Заседателями не могут быть:

  1. состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся, по судебным приговорам, за противозаконные действия, заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданы судебными приговорами;
  2. исключенные из службы по суду,, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды общества и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
  3. объявленные несостоятельными должниками;
  4. состоящие под опекой за расточительство;
  5. слепые, глухие, немые или лишенные рассудка, и
  6. незнающие русского языка...

84. В общие списки присяжных заседателей вносятся:

  1. Почетные Мировые Судьи;
  2. Все состоящие в государственной гражданской службе ... в должностях пятого и ниже классов, за исключением:
    • членов судебных мест, участковых Мировых Судей, Обер- Секретарей и Секретарей Судебных мест, Судебных Приставов и Нотариусов;
    • лиц прокурорского надзора при судебных местах;
    • Вице-Губернаторов;
    • чиновников, занимающих должности казначеев, а также лесничих казенных лесов, и
    • чиновников полиции вообще.
  3. Крестьяне, избранные в очередные судьи волостных судов, или в добросовестные волостных и сельских расправ и равных с ними сельских судов, а также занимавшие беспорочно, не менее трех лет, должности волостных старшин, голов, сельских старост ... или бывшие церковными старостами.
  4. Все состоящие на местной службе по выборам дворянских и городских обществ, кроме Городских Голов.
  5. Все прочие лица, владеющие землею в количестве не менее ста десятин, или другим недвижимым имуществом ценою: в столицах не менее двух тысяч рублей, в губернских городах и градоначальствах не менее тысячи, а в прочих местах не менее пятисот рублей, или же получающие жалованье, или доход от своего капитала, занятий, ремесла или промысла: в столицах не менее пятисот, а в прочих местах не менее двухсот рублей в год.

85. Не подлежат внесению в списки Присяжных Заседателей:

  1. священнослужители и монашествующие;
  2. все военные чины, состоящие в действительной военно-сухопутной или морской службе ..., и
  3. учителя народных школ

86. В списки Присяжных Заседателей не могут быть также вносимы все те, кто находится в услужении у частных лиц...

...

97. Составление очередных списков Присяжных Заседателей по всему уезду возлагается на ... временныя Комиссии, которыя собираются для сего под председательством Уездных Предводителей Дворянства и при участии одного из Мировых Судей уездного города.

98. В очередные списки вносятся из числа лиц, имеющих право быть Присяжными Заседателями, только те, которыя в продолжении наступающего за тем года должны быть призываемы для участия в заседаниях судебных мест.

99. Выбор таких лиц из общего списка временныя Комиссия ...производит по своему усмотрению...

100. В очередной список Присяжных Заседателей вносятся:

  • по городам С.-Петербургу и Москве с их уездами - тысяча двести лиц;
  • по уездам, в которых более ста тысяч жителей - четыреста лиц;
  • по уездам, в которых менее ста тысяч жителей - двести лиц...

Разд. IX. О лицах, состоящих при судебных местах
Гл. I. О Судебных Приставах

297. Судебные Приставы состоят при Кассационных Департаментах Правительствующего Сената, при Судебных Палатах и при окружных Судах, для исполнения действий, возлагаемых на них Уставами уголовного и гражданского судопроизводства и настоящим Учреждением...

Гл. II. О Присяжных Поверенных

353. Присяжные Поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях, Советов Присяжных Поверенных и Председателей судебных мест.

354. Присяжными Поверенными могут быть лица, имеющие аттестаты Университетов, или других высших учебных заведений, об окончании курса юридических наук, или о выдержании экзамена в сих науках, если они, сверх того, прослужили не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исполнении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или также не менее пяти лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству, или же занимались судебною практикою под руководством Присяжных Поверенных, в качестве их помощников.

Устав о воинской повинности 1 января 1874 г.

(ПСЗ. Собрание второе. Т. X, IX. Отд. 1, N 52983)
(Извлечения)

1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

...

4. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается.

5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

...

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год от роду.

12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопределяющихся, на основании правил, изложенных в главе XII сего Устава.

...

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе ...

18. Общий срок службы на флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

19. ...

20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

...

36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения, от призывного (ст. 11) до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста лица, уволенные в запас из армии и флота.

Литература:

  1. Великие реформы в России 1856-1874 гг. М., 1992. (Обязательное чтение всех разделов).
  2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.
  3. Берг М.А., Черняк Е.Б. Революция европейского масштаба в процессе перехода от феодализма к капитализму // Новая и новейшая история. 1988. N 3.
  4. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957.
  5. Захарова Л.Г. Александр II // Российские самодержцы. М., 1994.
  6. Захарова Л.Г. Освободительные реформы в России 1861-1881 гг. // Знание-сила. 1992. N 2.
  7. Захарова Л.Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991.
  8. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1989.
  9. Литвак Б.Г. Реформы и революции в России // История СССР. 1991. N 2.
  10. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива? М., 1991.
  11. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60 - начале 90-х гг. XIX в. М., 1984.
  12. Российские консерваторы. Сб. ст. М., 1997.
  13. Российские реформаторы XIX - начала XX вв. Сб. ст. М., 1995.
  14. Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978.

Тема II
Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве пореформенной России

(4 часа)

Занятие 1.

  1. Развитие капитализма в крестьянском хозяйстве. Характеристика основных экономических типов крестьянских хозяйств (зажиточные, беднейшие, середняцкие).
  2. Сельская община в пореформенной России. Ее институты и влияние на социально-экономические отношения в деревне.
  3. Развитие капитализма в помещичьем хозяйстве: барщинная, отработочная, капиталистическая и смешанная системы ведения хозяйства. Сельскохозяйственные капиталистические экономии.
  4. Альтернативные пути развития капитализма в сельском хозяйстве России. Вероятность победы прусско-помещичьей или американско-фермерской альтернативы.

Занятие 2.

  1. Роль машин и наемного труда в земледелии.
  2. Признаки и темпы роста торгового земледелия. Районы товарного зернового хозяйства.
  3. Районы торгового скотоводства и технической обработки сельскохозяйственных культур.
  4. Аграрная типология губерний Европейской России.

Источники:

  1. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 164-246, 246-315.
  2. Россия. Энциклопедический словарь. Л.: "Лениздат", 1991. Репринт СПб., 1898. С. 231-246.
  3. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887. М., 1987.

Литература:

  1. Анфимов А.М. Крупное помещичье хозяйство в Европейской России (конец XIX - начало XX века). М., 1969.
  2. Анфимов А.М. Крестьянское хозяйство в Европейской России (1881- 1904). М., 1980.
  3. Дружинин Н.М. Влияние аграрной реформы 1860-х годов на экономику русской деревни // История СССР. 1975. N 5-6.
  4. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе 1861 - 1880 гг. М., 1978.
  5. Ковальченко И.Д., Бородкин Л.И. Аграрная типология губерний Европейской России на рубеже XIX-XX веков (опыт многомерного количественного анализа) // История СССР. 1979. N 1.
  6. Ковальченко И.Д., Моисеенко Т.Л., Селунская Н.Б. Социально- экономический строй крестьянского хозяйства европейской России в эпоху капитализма. М., 1988.
  7. Ковальченко И.Д., Селунская Н.Б., Литваков Б.М. Социально- экономический строй помещичьего хозяйства европейской России в эпоху капитализма. М., 1982.
  8. Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904 гг. М., 1979.
  9. Крестьянство России в контексте истории крестьянства Европы // История СССР. 1989. N 2.
  10. Кучумова Л.И. Сельская община в России (вторая половина XIX в.). М., 1992.
  11. Хромов Н.А. Экономика России периода промышленного капитализма. М., 1963. Гл. 2.

Тема III
Развитие промышленности в пореформенной России.
Формирование буржуазии и пролетариата.

(4 часа)

  1. Этапы становления капиталистических отношений в промышленности. Хронологические рамки, особенности промышленного переворота в России.
  2. Рост фабричного производства. Три главных типа фабричных центров в России.
  3. Крупная промышленность: размещение, основные отрасли, темпы развития, государственно-монополистические тенденции.
  4. Иностранный капитал в экономике России.
  5. Общественная сторона промышленного переворота. Особенности формирования и положения, численность буржуазии и пролетариата в России.
  6. Россия в мировой капиталистической системе. Дискуссия о степени зрелости капиталистических отношений в промышленности России конца XIX в.

Источники:

  1. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 455-525, 542-552, 558-569, 581-583.
  2. Россия. Энциклопедический словарь. Л.: <Лениздат>, 1991. Репринт СПб., 1898. С. 81-83, 280-327.
  3. Сборник документов по истории СССР. Вторая половина XIX в. М., 1975. Раздел 2. N 33-35, 40, 47-48.

Литература:

  1. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990.
  2. Волобуев В.П. Выбор путей общественного развития: теория, история и современность. М., 1987.
  3. Вопросы истории капиталистической России. Проблемы многоукладности. Свердловск, 1972.
  4. История рабочего класса СССР. Рабочий класс России от зарождения до начала XX в. М., 1983. Гл. 3.
  5. Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень рабочих России. Конец XIX-XX вв. М., 1979.
  6. Лаверычев В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России 1861-1900. М., 1974.
  7. Лаверычев В.Я. Военный государственно-монополистический капитализм в России. М., 1988.
  8. Нифонтов А.С. Задачи изучения <промышленного переворота> // Из истории экономической и общественной жизни России. М., 1976.
  9. Панин И., Плимак Е. Россия XVIII - XX вв. Тип "запоздавшего" исторического развития // Коммунист. 1991. N 11.
  10. Поликарпов В.Д. "Новое направление" в старом прочтении // Вопросы истории. 1989. N 3.
  11. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990.
  12. Хромов Н.А. Экономика России периода промышленного капитализма. М., 1963.
  13. Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX в. Проблемы торгово-промышленной политики. Л., 1981.

Тема VI
Общественная борьба в пореформенной России

(4 часа)

  1. Периодизация и типологизация общественного движения в пореформенной России.
  2. Охранительная идеология и политика властей.
  3. Предпосылки и источники социализма в России. "Русский социализм" А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.
  4. Народничество: общие черты идеологии, основные течения, эволюция политической программы и тактики.
  5. Российский либерализм второй половины XIX в.: славянофилы, либеральные народники, земская оппозиция.
  6. Зарождение и этапы эволюции рабочего движения.
  7. Исторические корни "русского марксизма". Первые марксистские кружки и организации.

Источники:

  1. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. / Под ред. И.А. Федосова. М., 1991. С. 251-267, 288-379, 388-402.
  2. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917 гг. М., 1990. Гл. 3 (Документ N 1). Гл. 4 (Документы NN 3, 5, 15, 18, 19). Гл. 5. (Документы NN 3, 4, 6, 10).

Литература:

  1. Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории. 1991. N 1.
  2. Балуев Б.П. Либеральное народничество на рубеже XIX-XX веков. М., 1995.
  3. Балуев Б.П. Н.К. Михайловский и "легальный марксизм" // Отечественная история. 1992. N 6.
  4. Бернштейн Э. Насколько научен <научный социализм> // Новое время. 1991. N 3.
  5. Дискуссия по проблемам народничества // Вопросы истории. 1960. N 2.
  6. Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. М., 1981.
  7. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал- демократов? // Ленин В.И. Полное собрание сочинений Т. 1. С. 242-248, 250-252, 262-263, 267, 272-280, 284-286, 296-298.
  8. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. Ч. III. Гл. 1-2.
  9. Лященко Л.М. Революционные народники. М., 1989.
  10. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г., Революционная традиция в России. 1783-1883 гг. М., 1986.
  11. Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине XIX в. М., 1970.
  12. Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений в России в конце 70-х-начале 80-х гг. XIX в. // Отечественная история. 1993. N 4.
  13. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. М., 1986.
  14. Революционеры и либералы в России. Сб. ст. М., 1990.
  15. Российские консерваторы. М., 1997.
  16. Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России. М., 1982.
  17. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно- политической мысли XIX века. М., 1986.
  18. Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978.