Вернуться к информационным материалам/ На главную

Кунгуров А.Л.

Программа курса
"История первобытного общества"

Специальность - история, 1 курс

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Программа курса "история первобытного общества"
  3. Список рекомендованной литературы
  4. Вопросы, вынесенные на курсовой экзамен
  5. Практические занятия и методические рекомендации для их выполнения

1. Пояснительная записка

Выдержка из "Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования". М., 1999. С. 9, утвержденного 27 мая 1999 г. министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. (специальность 020700 - история):
ОПД 01. Всеобщая история (история мировых цивилизаций). Понятие "первобытное общество", дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально- стратифицированному обществу.

Хронологически курс "История первобытного общества" (ИПО) охватывает несколько миллионов лет. В этот период произошло становление человека современного физического типа (Homo Sapiens), производительных сил общества, социальных и семейно-брачных структур, сложились основные расовые и антропологические типы, народы и языки. Кроме этого изучение ИПО является своего рода подготовкой к восприятию основных процессов и понятий курсов "Истории древнего мира", "Истории России" (древнейший период), "Основы археологии", "Основы этнологии" и т.д. Исходя из вышесказанного нами определены следующие цели курса ИПО:

  1. Создание цельной картины становления и ранней истории человеческого общества.
  2. Характеристика развития основных социальных и экономических структур.
  3. Возникновение и эволюция духовной жизни общества.

Для достижения намеченных целей курса поставлены следующие задачи:

  1. Раскрытие этапов и движущих сил антропосоциогенеза;
  2. Особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур;
  3. Анализ становления и развития духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества;
  4. Становление и эволюция семейно-брачных отношений;
  5. Сложение и изменение на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной);
  6. Хозяйственно-культурные типы общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства.

Программа составлена в виде таблицы, где отдельными графами представлены изучаемые разделы, основные вопросы темы, а также проблемы, возникающие при изучении темы. Отмечены также часы, которые планируется посвятить изучению разделов как в лекционном курсе, так и на практических занятиях. Разработанная программа вполне применима для реализации курса ИПО как на отделении заочного обучения, так и на отделении искусствоведения. В первом случае незначительное сокращение количества часов осуществляется за счет практических занятий и вынесения некоторых тем на самостоятельное изучение (историография ИПО и вопросы открытия ископаемых предков человека); во втором случае из цикла лекций исключаются темы, посвященные духовной жизни первобытного общества, т.к. они изучаются в отдельном курсе.

Следует также отметить то, что наполнение конкретным материалом, особенно иллюстрирующим те или иные теоретические положения, может способствовать изучению материалов Алтайского края. Соотнесение разработок и теорий ИПО с региональными необходимо еще и потому, что сейчас в школьном образовании, согласно принятым образовательным стандартам, значительное место уделено изучению регионального компонента. При этом состояние изученности археологических комплексов Алтая вполне позволяет осуществить подобное сочетание.

Разработанная программа ИПО содержит также вопросы, вынесенные на курсовой экзамен (на ОЗО - зачет) и темы практических занятий, сопровождаемые методическими рекомендациями к подготовке ответов на поставленные вопросы. Темы, вынесенные на практические занятия, в лекционном курсе не освещаются.

2. Программа курса
"История первобытного общества"
(для 1 курса ИФ Алтайского госуниверситета)
26 часов лекций, 8 часов практических занятий)

N п/п Тема Основные вопросы темы Основные проблемы темы Количество часов
лекции практ. занятия
1 2 3 4 5 6
История первобытного общества как наука 3
1. Содержание понятия история первобытного общества (ИПО). Задачи и цели курса ИПО Структура курса ИПО Периодизация и хронология истории первобытного общества. Предмет и объект ИПО. Литература (основная и дополнительная) и учебники по курсу. Неразработанность проблем завершающих этапов развития первобытного общества. Борьба сторонников цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. 1
2. Источниковедение истории первобытного общества. Источники ИПО: археология, этнография, историческая антропология, геология и палеозоология, палеоботаника, физика, химия, лингвистика, социология. Роль и значение реконструкций ИПО. Проблемы критического отношения к источникам. Сложности анализа известных этнографических данных с целью палеоисторических реконструкций. 1
3. Историография ИПО. Первый период. Представления о ранних этапах истории в древности и средневековье. Накопление письменных источников. Второй период. Начало обобщения накопленных данных: М. Монтень, Дж. Толанд, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Форстер. Третий период. Становление истории первобытного общества как науки. Концепции эпохи просвещения. Открытия XIX в. и возникновение учения Ч. Дарвина. Четвертый период. Изучение ИПО в новей-шее время. Зарубежные, советские и россий-ские школы и направления в изучении ИПО. Значение древневосточных источников для развития ИПО и накопления сведений о нравах и обычаях народов. Неразработанность роли в развитии ИПО сведений древнерусских письменных источников и русских землепроходцев в XVI-XIX вв. Взаимоотношение различных направлений в изучении древнейшей истории в новейшее время. Рост влияния церковных догм в последние десятилетия в России. 1
Начало антропосоциогенеза 4 82
4. Предпосылки возникновения человеческого общества. Понятия "социальное" "биологическое", "культура". Роль социально-экономических отношений в развитии общества. Характеристика сообществ приматов. Доминирование и зоологических индивидуализм. Характеристика сообществ хищных животных. Реконструкция сообщества древнейших предлюдей, как коллектива охотников и собирателей, использующих примитивные орудия из камня и кости. Проблема примата социального над биологическим. Доказательства наличия охоты у древнейших предков человека. Возникновение двуногой локомации и первой орудийной деятельности. 2
5. "Первый кризис" возникающего человеческого общества и выход из него. Борьба в грегарных сообществах предлюдей биологического (зоологический индивидуализм) и социального. Необходимость регулирования отношения полов (высокая смертность предженщин). Появление полового и пищевого табу, как первых социально-регулирующих законов в стаде предлюдей. Промискуитет, агамия, аномия, эндогамия, экзогамия, разборные отношения. Биологические и социальные изменения в древнейших коллективах, как следствие преодоления "первого кризиса". Проблема отражения указанных изменений в древнейших обрядах, зафиксированных в этнографических и письменных источниках. 2
6. Открытие и изучение австралопитеков. Распространение четырех видов австралопитеков на территории Африки. Свидетельства ранней орудийной деятельности. Реконструкция хозяйственной деятельности. Полицентризм и моноцентризм в свете проблемы австралопитеков. 0,5
7. Открытие и изучение архантропов. Расширение древней ойкумены. Изменения в антрополог ическом строении и орудийной деятельности архантропов. Находки ашельской индустрии в Северной Азии. Проблема соотношения изученных раннпалеолитических стоянок Северной Азии с архантропами. 0,5
8. Открытие и изучение палеантропов. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. Эпоха мустье Старого Света. Достижения хозяйства палеантропов. Мустьерские памятники Алтая. Проникновение палеантропов в Северную Азию. Проблема датировки эпохи мустье. Леваллуазская техника расщепления камня и ее значение для дальнейшего развития человеческого общества. 1
Эпоха праобщины. Становление человеческого общества. 4
9. Антропологическая характеристика палеантропов. Начальный этап расообразования. Различия анхантропов и палеантропов. Возникновение первых расовых отличий. Особенности морфологического строения ранних и поздних палеантропов. Непрерывность и эволюционность развития материальной культуры. Палеоклиматические и социальные причины специализации палеантропов. Причины возникновения расовых отличий. Проблема преемственности ранних и поздних палеантропов. 1
10. Культура классических (поздних) неандертальцев. Социальные достижения поздних неандертальцев: погребения, примитивное искусство, взаимопомощь (погребения в пещере Шанидар). Тотемизм: захоронения черепов и натуральный макет. Проблема возникновения языка и речи. Истоки религиозных представлений поздних предлюдей. Феномен неандертальских захоронений. Проблема взаимосвязи натурального макета с тотемизмом. 1
11. "Второй кризис" формирующегося человеческого общества и выход из него. Инбридинг и его последствия для поздних предлюдей. Характеристика праобщин заклю- чительной стадии формирования человеческого общества. Этнографические, письменные и палеоантропологические свидетельства "второго кризиса" и выхода из него. Образование дуально-родовой организации и племени. Проблема "превращения" поздних палеантропов в человека современного типа. Пещеры Мугарет-эс-Схул и Мугарет-эт- Табун и процесс гипергенез неандертальцев 2
Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов. 8 6
12. Возникновение раннепервобытной родовой общины. Структура дуально-родовой и дуально- фратриальной общины. Социальная организация родового строя: возникновение племен. Преемственность материальной культуры от палеантропа к неоантропу (Homo Sapiens). Археологические культуры позднего палеолита и достижения этого периода. Достоверность палеосоциологических реконструкций. Проблема эпох перигорда и ориньяка. Проблема преемственности материальной культуры эпохи мустье и верхнего палеолита. 1
13. Заселение человеком современного типа новых территорий и становление рас. Освоение Нового Света, Австралии, Океании. Древнейшие культуры этих территорий. Особенности человеческих рас. Проблемы адоптации человеческого организма к различным климатическим и природным зонам. Расы и расовые типы. 1 2
14. Возникновение языков. Языковая непрерывность. Классификация языков, языковые семьи. Особенности языкового строения и семантики слов в раннеродовом обществе. Возможности лингвистики и топонимики в реконструкции ИПО. 1
15. Социальная организация раннеродовой общины. Системы родства и брака. Этнографические свидетельства о пережитках ранних систем родства и брака. Половозрастное деление рода и племени, социализация детей. Проблема отражения социальной организации раннеродовой общины в планиграфии древних и современных поселений. Мужские и женские дома. 2
16. Духовная культура раннеродового общества. Верхнепалеолитическое искусство и его особенности. Макароны, трафареты рук, канонизированный контурный рисунок, полихромная живопись, мелкая пластика, орнамент. Тотемизм, магия, первобытный обряд, анимизм, культы сил природы, фетишизм. Взаимосвязь раннепервобытного искусства, тотемизма и магии. Проблема современных пережитков раннеродовых религиозных воззрений. 2
17. Материальная культура раннеродового общества. Прогрессивное развитие производительных сил. Домостроение. Особенности материальной культуры раннеродового общества в Сибири и на Алтае. Формирование хозяйственно- культурных типов присваивающей экономики. Практические знания. Проблемы охотничьей специализации раннеродовых племен. Трасологические исследования древних орудий труда. Вопросы соотношения археологических культур эпохи палеолита и реальных раннеродовых этнических групп. 2
18. "Третий кризис" человеческого общества и становление производящего хозяйства. Завершение ледниковой эпохи, вымирание мамонтовой фауны и кризис раннеродового хозяйства. Мезолит: развитие индивидуальной охоты и рыболовства. Неолитическая революция. Семь центров доместикации растений (Н.И. Вавилов). Возникновение скотоводства. Проблема "первобытного изобилия". Вопрос о появлении и последствиях распространения рыболовства. Взаимоотношения первобытного земледелия и скотоводства. Понятие "кочевничество". 2
Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов. 4
19. Переход от присваивающего хозяйства к производящему и его последствия. Появление избыточного продукта. Межобщинное разделение труда. Ранние формы собственности. Дарообменная (престижная) экономика. Появление ремесла. Вопросы влияния личной и общинной собственности на социальную структуру позднеродового общества. 2
20. Социальная организация позднеродовой общины. Половозрастная структура. Внутриобщинное разделение труда. Сегменация: линидж, субклан, род, фратрия, племя. Адопция. Археологические и этнографические данные о социальной структуре позднеродовой общины. Проблема взаимоотношения "сегментов" позднеродовой общины. 1
21. Возникновение и эволюция парного брака и парной семьи. Влияние экономических достижений на структуру родства и брака. Появление парной семьи и ее взаимоотношения с общиной и родьей. Противоборство отношений ранних форм собственности с родовыми отношениями Бигмены. Вопросы влияния ранней формы собственности на изменение брачносемейных отношений. Этнографические свидетельства пережитков противоборства зарождающихся семейных и родовых отношений. 1
22. Духовная культура позднеродового общества. Искусство неолита и его особенности. Появление архитектуры, керамического производства (терракота), ткачества и т.д. Религиозные воззрения земледельцев-скотоводов (культ огня и плодородия) и охотников, собирателей, рыболовов (шаманизм). Особенности шаманизма. Начало становления "мировых" религий. Мифы, сказки, предания, легенды. Появление жречества. Проблемы ранних форм религии, их становления и развития. Значение для позднеродовых общин появления "стройных" религиозных систем. Причины усиливающихся в позднеродовом обществе религиозных различий (вплоть до антогонизма) между общинами производящего и присваивающего ХКТ.
23. Итоги развития хозяйства и материальной культуры позднеродового общества. Новые ХКТ. Особенности ранних форм земледелия и его продуктивность. Развитие скотоводства. Появление древнеземледельческих поселков. Ремесло. Развитие обменных отношений. Изменения в характере собственности. Проблема ХКТ высших рыболовов, собирателей и охотников. Ранние кочевники. Вопрос взаимовлияния изменений в характере собственности на развитие обмена. 1
Распад первобытного общества. Эпоха классообразования. 3
24. Производственные предпосылки распада первобытного общества. Начало обработки металлов: медь, бронза, железо. Центры рудодобычи и металлообработки. Повышение производительности труда и его значение: тягловые животные, плуг, вьючные и верховые животные, средства передвижения. Проблема энеолита. Вопросы первоначального использования металлов (бронза, железо). Проблема кочевничества. 0,5
25. Появление частной собственности и соседской общины. Изменения в социальной структуре общества в связи с победой частной собственности. Институт вождизма. Вызревание раннеклассовых структур. Особенности соседской общины. Появление и развитие торговли. Взаимоотношения общинной и родоплеменной организации. Различия в процессе победы частной собственности между земледельцами и скотоводами. Особенности ранней торговли и межобщинного разделения труда. 1
26. Брак и семья в эпоху распада первобытного общества. Победа отцовской фелиации и начало подчиненного положения женщины в обществе. Понятие "иждивенчество". Становление и развитие моногамной семьи, основанной на мужской частной собственности. Патриархат. Победа отцовского рода, как свидетельство начала преобладания отношений на основе частной собственности и окончательной гибели родовых отношений. 1
27. Первобытная переферия классовых обществ. Апополитейные и синполитейные первобытные общества. Изоляты. Культурные взаимозаимствования. Колониализм и неоколониализм. Остаточные нормы и представления. Проблемы взаимоотношений различных обществ с остаточными нормами первобытного общества. 0,5

3. Список рекомендованной литературы к курсу
"История первобытного общества"

  1. Абрамова З.А. Политическое искусство на территории СССР // Свод археологических источников. 1962. Вып. А4-3. 85 с.
  2. Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966. 221 с.
  3. Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. М., 1972. 200 с.
  4. Алексеев В.П. Возникновение человека и общества // Первобытное общество. М., 1975. С. 5-48.
  5. Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас. Палеолит. М., 1978. 284 с.
  6. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. 180 с.
  7. Антропоморфные изображения. Новосибирск, 1983. 224 с.
  8. Бадер О.Н. Каповая пещера. М., 1965. 32 с.
  9. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984. 208 с.
  10. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979. 240 с.
  11. Вавилов Н.И. Пять континентов. Краснов А.Н. Под тропиками Азии. М., 1987. 357 с.
  12. Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки // Палеолит мира. Л., 1977. 212 с.
  13. Григорьев Г.П. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo Sapiens. Л., 1968. 224 с.
  14. Деревянко А.П. В поисках оленя золотые рога. М., 1980. 416 с.
  15. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времeн до XVI в. М., 1987. 320 с.
  16. Елинек Я. Большой иллюстративный атлас первобытного человека. Прага, 1983. 560 с.
  17. Ефименко П.П. Первобытное общество: очерки по истории палеолитического времени. Киев, 1953. 640 с.
  18. Звери в камне. Новосибирск, 1980. 254 с.
  19. Иди М. Возникновение человека. Недостающее звено. М., 1977. 160 с.
  20. История Алтая. Часть 1. Барнаул, 1983. С. 4-62.
  21. История Алтая. Часть 1. Барнаул, 1995. С. 7-99.
  22. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. М., 1979. 420 с.
  23. История искусства народов СССР. М., 1972. 440 с.
  24. История Сибири. Том 1. Л., 1968. 454 с.
  25. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антрпосоциогенеза. М., 1983. 432 с.
  26. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. 574 с.
  27. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. 566 с.
  28. Кастере Н. Полвека под землей. М., 1975. 351 с.
  29. Констэбл Дж. Возникновение человека. Недостающее звено. М., 1979. 160 с.
  30. Кларк Дж.Д. Доисторическая Африка. М., 1977. 200 с.
  31. Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Л., 1991. 256 с.
  32. Ларичев В.Е. Поиски предков Адама. М., 1978. 128 с.
  33. Ларичев В.Е. Сад Эдема. М., 1980, 400 с.
  34. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. 450 с.
  35. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979. 380 с.
  36. Мартынов А.И. Археология. М., 1996. 416 с.
  37. Массон В.Н. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., 1976. 297 с.
  38. Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972. 272 с.
  39. Морган Л.Г. Лига ходеносуани, или ирокезов. М., 1983. 303 с.
  40. Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1962. 133 с.
  41. Окладников А.П. Открытие Сибири. М., 1979. 224 с.
  42. Окладников А.П., Васильевский Р.С. Северная Азия на заре истории. Новосибирск, 1980. 112 с.
  43. Очерки истории Алтайского края. Барнаул, 1987. С. 9-29.
  44. Палеолит Кавказа и Северной Азии / Палеолит мира. Л., 1989. 350 с.
  45. Палеолит СССР / Археология СССР. М., 1984. 384 с.
  46. Первобытное искусство. Новосибирск, 1976. 180 с.
  47. Первобытное общество. М., 1975. 288 с.
  48. Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатьевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1983. 184 с.
  49. Пластика и рисунки древних культур. Новосибирск, 1983. 184 с.
  50. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974. 410 с.
  51. Придо Т. Возникновение человека. Кроманьонский человек. М., 1979. 160 с.
  52. Природа и древний человек. М., 1981. 223 с.
  53. Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. М., 1988. 160 c.
  54. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969. 262 с.
  55. Румянцев А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства. М., 1981. 263 с.
  56. Румянцев А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства. Первобытное воспроизводящее хозяйство. М., 1985. 181 c.
  57. Семантика древних образов. Новосибирск, 1990. 160 с.
  58. Семенов С.А. Первобытная техника. МИА. N 54. М.-Л., 1957. 240 с.
  59. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968. 362 с.
  60. Семенов С.А. Происхождение земледелия. Л., 1974. 318 с.
  61. Семенов С.А., Коробкова Т.Ф. Технология древнейших производств. Л., 1983. 251 с.
  62. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. 312 с.
  63. Семенов Ю.И. Проблема перехода от материнского рода к отцовскому // СЭ. 1970. N 5. С. 57-72.
  64. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. 300 с.
  65. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. 576 с.
  66. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. 624 с.
  67. Уайт Э., Браун Дейл М. Возникновение человека. Первые люди. М., 1978. 157 с.
  68. У истоков творчества. Новосибирск, 1978. 216 с.
  69. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. 272 с.
  70. Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. М., 1980. 336 с.
  71. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989. 448 с.
  72. Этнография, как источник реконструкции истории первобытного общества. М., 1979. 168 с.

4. Вопросы, вынесенные на курсовой экзамен по истории первобытного общества

  1. Источники истории первобытного общества (ИПО).
  2. Хронология и периодизация ИПО.
  3. Историография ИПО до возникновения учения Ч. Дарвина.
  4. Историография ИПО с середины XIX века до наших дней.
  5. Открытие и изучение австралопитековых.
  6. Материальная культура австралопитеков.
  7. Эпоха первобытного человеческого стада: преодоление зоологического индивидуализма.
  8. Открытие и изучение архантропов.
  9. Материальная культура архантропов.
  10. Первые социальные закономерности: табу и их роль в преодолении первого кризиса человеческого общества.
  11. Промискуитет: агамия, аномия.
  12. Открытие и изучение палеантропов.
  13. Материальная культура палеантропов.
  14. Духовная культура палеантропов: тотемизм, погребения, искусство.
  15. Проблема возникновения языка и речи.
  16. Праобщина классических неандертальцев: второй кризис человеческого общества.
  17. Антропология кроманьонского человека и становление человеческих рас.
  18. Накапливание практических знаний в раннеродовом обществе.
  19. Духовная культура раннеродового общества: ранние формы религии.
  20. Тотемизм, магия и культуры раннеродового общества.
  21. Значение первобытного искусства для жизнедеятельности родовых общин.
  22. Искусство начала верхнего палеолита: макароны, трафареты рук, контурный рисунок.
  23. Искусство верхнего палеолита: живопись, скульптура, мелкая пластина.
  24. Искусство раннеродового общества на территории России.
  25. Тотемизм, магия и культы раннеродового общества
  26. Проблемы социальной организации раннеродового общества и ранние формы родства.
  27. Брак в раннеродовой общине.
  28. Возникновение ХКТ присваивающей экономики, особенности первобытного хозяйства.
  29. Эпоха мезолита: третий кризис человеческого общества и его преодоление.
  30. Материальная культура эпохи мезолита.
  31. Неолитическая революция.
  32. Материальная культура эпохи неолита.
  33. Возникновение и очаги раннего земледелия.
  34. Стуктура позднеродовой общины.
  35. Социальная структура позднеродового общества.
  36. Ранние формы собственности.
  37. Брак и семья в позднеродовом обществе.
  38. ХКТ позднеродового общества, их взаимодействие.
  39. Общественное разделение труда в позднеродовую эпоху.
  40. Престижная экономика и ее роль в становлении собственности.
  41. Социализация в первобытном обществе: младенчество, детство, инициации.
  42. Духовная культура и искусство позднеродового общества.
  43. Возникновение и особенности шаманизма.
  44. Роль металлов в развитии производительных сил общества: медь, бронза, железо.
  45. Подъем производства в эпоху распада первобытного общества и выделение скотоводства.
  46. Появление избыточного продукта: причины, роль и последствия.
  47. Появление новых ХКТ в период распада первобытного общества и их роль в развитии производительных сил.
  48. Межобщинное разделение труда на заключительных этапах развития первобытного общества и появление торговли.
  49. Возникновение частной собственности.
  50. Этапы становления частной собственности.
  51. Обособление семьи и его социальные последствия.
  52. Моногамная семья: появление и роль в разложении родовых институтов.
  53. Соседская община.
  54. Социальная структура соседской общины.

5. Практические занятия и методические рекомендации для их выполнения

Практическое занятие 1
Открытие и изучение ископаемых остатков предлюдей

  1. Находки в долине Неандерталь и борьба за признание древности неандертальца в середине XIX в.
  2. Открытие Е. Дюбуа и проблема ископаемого человека во второй половине XIX в.
  3. Открытие и исследование синантропов в Китае. Находки в Лантяне.
  4. Открытие и исследование австралопитеков.
  5. Современные представления об эволюционном ряде человеческих предков.
  6. Эволюция материальной культуры австралопитеков и архантропов.
  7. Материальная культура палеантропов. Леваллуазская техника расщепления камня.

Методические рекомендации

1. На вопросы NN 1-4 ответ следует строить по следующей схеме:

  • характеристика обстоятельств находки антропологических остатков и краткие биографические сведения исследователей;
  • основные этапы исследований палеоантропологических остатков, борьба научных и религиозных доктрин, формирование общественного мнения и т.д.;
  • наиболее известные памятники рассматриваемой эпохи, краткая характеристика палеоантропологических остатков.

2. Вопрос 5 является итоговым. В ответе необходимо отразить следующие моменты:

  • хронологическое перечисление ископаемых видов предлюдей и их характеристика;
  • существующие точки зрения на процессе антропогенеза и происхождение человека;
  • проблемы моно- и полицентрических гипотез происхождения человека.

3. Вопросы 6 и 7 предполагают работу студента с литературой, характеризующей материальную культуру той или иной эпохи. При построении ответа необходимо рассмотреть не только развитие каменной индустрии, но и данные по планиграфии поселений, другие сведения о древнейшем хозяйстве.

4. Ответы не должны строиться по принципу "перечисления" находок, типов орудий и т.п. Необходим анализ происходящих в первобытном обществе процессов, взаимосвязь прогрессивного развития человека и его орудий труда, хозяйства, условий жизни.

5. Ответ на каждый из вопросов не должен превышать 10 минут. Целесообразно распределить между отвечающими все вопросы, подготовить дополнения к основному выступлению и определить круг вопросов и проблем, которые вызывают затруднения в понимании и требуют разъяснения.

Рекомендованная литература
(номера соответствуют общему списку литературы):

К вопросам 1,2,3,4,5,8:
3,6,10,16,17,19,25,26,29-33,38,51,52.
К вопросу 6,7:
10,12,13,16,17,38,44,45,53.

Практическое занятие 2
Духовная культура раннеродового общества

  1. Особенности конкретно-практического мировоззрения человека раннеродового общества.
  2. Открытие и изучение древнейшей пещерной живописи и палеолитической скульптуры.
  3. Первые свидетельства изобразительной деятельности. "Натуральный макет" и его роль в жизни палеантропов.
  4. Изобразительное искусство начальной стадии верхнего палеолита: трафареты рук, "макаронная" техника, канонизированный контурный рисунок.
  5. "Мадленская" полихромная живопись.
  6. Возникновение и развитие скульптуры. Мелкая пластика (глина, кость, рог, камень). Скульптуры "венер" и их значение в раннеродовом обществе.
  7. Палеолитическое искусство на территории России: Каповая и Игнатьевская пещеры, Шишкинские скалы, мелкая пластика, орнамент на орудиях труда и предметах.
  8. Значение и роль искусства в жизни раннеродового общества, взаимосвязь с ранними формами религии.

Методические рекомендации

  1. При подготовке ответа на вопросы необходимо придерживаться поставленной темы. Это позволит избежать повторений в работе на практическом занятии.
  2. При рассмотрении проблем вопросов 3, 4, 5 не нужно касаться истории открытия росписей в той или иной пещере, т.к. это рассматривается в вопросе 2.
  3. При подготовке ответа на вопрос 2 следует придерживаться определенного плана:
    • первые находки рисунков и мелкой пластики исследователями и борьба за признание их древности;
    • характеристика памятников с предметами искусства, их географическое расположение (уметь показать на карте);
    • подробное описание предметов искусства в вопросе 2 не нужно, т.к. это необходимо делать при ответе на вопросы 3-6.
    • Необходимая литература содержится в общем списке.

Практическое занятие 3
Социальная организация родовой общины

  • Становление и особенности дуально-родовой (фратриальной) общины.
  • Социальная структура раннеродовой общины.
  • Изменения в социальной структуре общины в позднеродовой период.
  • Эволюция семейно-брачных отношений в родовой общине. Ранние формы брака.
  • Причины становления и особенности парной семьи.
  • Методические рекомендации

    1. При подготовке ответов на вопросы необходимо подбирать из литературы свидетельства сохранения рудиментов дуально-родовой социальной структуры у современных этнографических народов и аргументировать излагаемые положения.
    2. Необходимо уяснить для себя и уметь объяснить причины социальных изменений на протяжении эволюции родового общества.
    3. Для более четкого осмысления семейно-брачных отношений можно использовать условные схемы этих структур.
    4. Необходимо знать и уметь объяснить значение следующих терминов: род, фратрия, промискуитет, кросс-кузенный брак, парный брак, гетерогенная и однородовая община, субклан, линиож, родья, экзогамия, эндогамия.
      Рекомендованная литература: 17,26,27,37,39,62,63,72

    Практическое занятие 4
    Возникновение и особенности рас и расовых типов

    1. Причины и начальный период расовой дифференциации.
    2. Монголоидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки.
    3. Европеоидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки.
    4. Негроидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки.
    5. "Молодые" и контактные расы. Особенности контактных рас и причины их появления.

    Методические рекомендации:

    1. Кроме ответов на поставленные вопросы занятие предполагает работу с антропологическим материалом и знакомство с элементарными антропологическими замерами и приборами. Поэтому планируется теоретические знания закрепить на практических примерах.
    2. При подготовке ответов необходимо уяснение взаимосвязи природно- климатической обстановки и расогенеза, а также умение объяснить адаптационные особенности тех или иных антропологических отличий.
    3. Необходимо знание основных контактных рас и умение объяснить их происхождение и эволюцию.
      Рекомендованная литература: 3,4,6,13,16,25,26,31,38,47,51,52,54,62,67,69