Вернуться к информационным материалам/ На главную

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации __________В.Д.Шадриков _________ 2000г.

Номер государственной регистрации
59 ГУМ/СП от 14 марта 2000 г.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 020800 Историко-архивоведение


Квалификация - историк-архивист


Вводится с момента утверждения


Москва 2000



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020800 Историко-архивоведение

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686

1.2. Квалификация выпускника - историк-архивист Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки историка-архивиста по специальности 020800 Историко-архивоведение при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Деятельность специалиста направлена на:

  • формирование и сохранение Архивного фонда Российской Федерации как важнейшей части культурного наследия общества, его духовного опыта, истории российской государственности;
  • организацию использования архивных документов в целях включения архивного наследия в систему информационных ресурсов общества, информационной среды современного мира в целом, а также трансляцию общественного и индивидуального опыта, зафиксированного в архивных документах, в целях углубления исторического, гуманитарного и естественнонаучного знания;
  • организацию и ведение архивного дела в учреждениях, организациях, на предприятиях; обеспечение в соответствии с установленным порядком приема, регистрации, систематизации, хранения и использования документов;
  • разработку положений и инструкций по ведению делопроизводства и организации архивного дела в учреждении, организации, на предприятии;
  • составление научно-справочного аппарата; проведение работ по экспертизе научной и практической ценности документов.

Областью профессиональной деятельности специалиста являются:

  • органы архивного и информационного управления, научно-исследовательские учреждения и архивные учреждения системы Федеральной архивной службы России;
  • архивы негосударственного сектора;
  • ведомственные архивы временного и депозитарного хранения;
  • рукописные отделы и отделы редких книг библиотек и музеев;
  • системы документационного обеспечения управления в государственных учреждениях, общественных организациях, сфере частного предпринимательства.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника историка-архивиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020800 Историко-архивоведение.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020800 Историко-архивоведение

3.1. Основная образовательная программа подготовки историка-архивиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки историка-архивиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки историка-архивиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки историка-архивиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

  • цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
  • цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
  • цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
  • цикл ДС - дисциплины специализации;
  • ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки историка-архивиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ историка-архивиста ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020800 Историко-архивоведение

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
1 2 3
ГСЭ ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ДИСЦИПЛИНЫ 1 800
ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент 1 260
ГСЭ.Ф.01. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально- деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340
ГСЭ.Ф.02. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально- биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408
ГСЭ.Ф.03 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Структура и состав современного культурологического знания.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.04 ПОЛИТОЛОГИЯ

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.05. ПРАВОВЕДЕНИЕ

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативные-правовые акты.

Основные правовые системы современности.

Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России.

Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

ГСЭ.Ф.06. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемонические процессы.

Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности.

Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

ГСЭ.Ф.07.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи.

Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ.Ф.08. СОЦИОЛОГИЯ

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы.

Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.09. ФИЛОСОФИЯ

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненависть. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.10. ЭКОНОМИКА

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция.

Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги.

Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор.

Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере.

Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский компонент) До 15% общего объема цикла
ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
До 15% общего объема цикла
ЕН ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 700
ЕН.Ф.00 Федеральный компонент 500
ЕН.Ф.01 МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, вероятности, языки и программирование, алгоритмы, компьютерный практикум.

300
ЕН.Ф.02 КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

200
ЕН.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 100
ЕН.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ВУЗом 100
ОПД ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3 600
ОПД.Ф.00 Федеральный компонент 3 131
ОПД.Ф.01 ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Понятие "первобытное общество"; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций в социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Типы цивилизаций в древности: Древний Восток, античность. Место средневековья во всемирно- историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и Восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Страны и народы Азии, Африки и доколумбовой Америки в эпоху средневековья. История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки и Африки. Складывание колониальной системы, формирование новых тенденций социально-политического развития в странах Азии. Место ХХ века во всемирно- историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Глобальная история. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Мировые войны - феномен ХХ века. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в мировой системе хозяйства и мировой политике. Процессы деколонизации и проблема выбора пути развития новыми государствами. Глобальные проблемы современности.

ОПД.Ф.02 ИСТОРИЯ РОССИИ

Россия в системе мировых цивилизаций; характерные черты цивилизационного процесса в России; этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве. Древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями; русские земли в период раздробленности, характер экономических, политических и культурных процессов; объединения русских земель вокруг Москвы. Московское царство в XV - XVII веках, социально- экономическое, политическое и культурное развитие; особенности российской модернизации в XVIII веке; Россия в новое время, глобальные проблемы общественно- исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, причины кризиса тоталитаризма. Современная Россия, становление гражданского общества.

ОПД.Ф.03 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Система методов исторического познания и соотношение теории исторического знания и теорий исторического процесса.

Мировоззренческие основания различных методологических парадигм, способы построения теорий исторического процесса, взаимообусловленность теории и методологии истории. Эпистемологические основания теорий исторического процесса.

Сравнительно-исторический подход к проблемам изучения теории и методологии истории. Принципы формирования и эволюции методов исторического исследования в их соотношении с теорией развития исторического процесса и исторического познания.

Теории исторического процесса, порождаемые в рамках определенных эпистемологических парадигм. Принципы построения теорий исторического процесса по номотетическим и идиографическим принципам.

Эпистемологические принципы древности, средневековья, раннего нового времени (прагматизм античности, средневековый провиденциализм, рационализм). Зарождение теории исторического процесса, авторефлексия методологии. Гегелевское и контовское понимание исторического процесса. Марксистская и фрейдистская исторические теории. Теория и методология истории в новейшее время, эпистемологический анализ современных теорий исторического процесса и методологических систем.

ОПД.Ф.04 ИСТОРИЯ НАУКИ

Предпосылки возникновения науки; наука и магия; система знаний в Древнем Египте, Междуречье и Индии; натурфилософия и логика Древней Греции и Рима; значение арабской системы знаний в истории науки; генезис науки Нового времени как социального института; ее функция и динамика развития; специализация научного знания и проблемы его синтеза; проблема вне научного знания; научно-техническая революция и современные глобальные проблемы в развитии науки.

ОПД.Ф.05 ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

История источниковедения в мире и в России.

Теория и метод источниковедения. Понятие об историческом источнике. Закономерности возникновения и эволюции исторических источников и их систем. Типология исторических источников в разные исторические эпохи. Виды исторических источников. Классификация и систематизация исторических источников.

Методологические принципы изучения исторических источников. Источниковедческий анализ. Современные методы исследования происхождения исторических источников (исторические условия возникновения источника, авторство, обстоятельства создания, история текста источника, публикации источника, его интерпретация). Исследование содержания исторического источника (достоверность и полнота информации). Особенности анализа исторических источников разных типов и видов. Метод источниковедения и специальные методики в изучении происхождения и содержания исторических источников. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Источниковедческий анализ и историческое построение. Исторический источник как интегрирующее начало гуманитарного знания. Исторический источник и метод источниковедения в социальной практике.

Понятие о современных центрах хранения исторических источников и принципах их организации.

Системы исторических источников древней, средневековой, новой и новейшей России. Типологическая и видовая эволюция исторических источников в России. Характеристика видов письменных источников и методов их исследования.

Методика самостоятельной работы с историческими источниками.

ОПД.Ф.06 ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ АРХИВОВ

Теория, история и современная организация архивного дела в зарубежных странах, состав и содержание важнейших архивов и центров документации зарубежных стран и их деятельность в области сохранения национального архивного достояния.

ОПД.Ф.07 ИСТОРИЯ АРХИВОВ РОССИИ

Понятие "архивное дело". Его составные элементы в процессе становления и эволюционного развития. Взаимоотношение с другими понятиями архивоведения. Социальнообщественная функция - формирование и сбережение документального фонда человечества как важнейшего компонента культурного наследия, духовного опыта, информационной среды. Процессы и явления, закономерности и особенности развития архивного дела в России. Государственная архивная политика и ее развитие в различные периоды отечественной истории. История архивной отрасли и архивов как гос.учреждений. Проблемы типологии архивов. Архивы, архивное дело и историческая наука. Современная организация архивного дела, ее принципы: Федеральная архивная служба России, сеть госархивов; ведомственное хранение; сфера архивного дела; негосударственная часть Архивного фонда Российской Федерации (частные, предпринимательские архивы; архивы политических партий и общественных организаций).

ОПД.Ф.08 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА АРХИВОВЕДЕНИЯ

Архивоведение как комплексная научная дисциплина. Философские, социальные и другие аспекты архивоведения. Влияние политической, экономической, социальной и других сфер жизни общества на изменения в архивном деле. Архивное законодательство. Архивная терминология. Объект и предмет архивоведения. Роль документов в развитии общества. Связь архивоведения с историей докуменоведения, источниковедением и другими научными дисциплинами. Принципы и специальные методы исследования, применяемые в теории и методике архивоведения. Архивный фонд Российской Федерации: состав государственной и негосударственной частей. Организация документов по государственным хранилищам, в пределах архивов и архивных фондов. Комплектование Архивного фонда Российской Федерации и экспертиза ценности документов. Учет архивных документов. Создание и функционирование системы НСА к документам Архивного фонда РФ; использование документов Архивного фонда Российской Федерации.

ОПД.Ф.09 МУЗЕИ И БИБЛИОТЕКИ

История и современная организация музейного и библиотечного дела в России. Теоретические основы музейного и библиотечного дела. Состав и содержание собраний рукописных отделов музеев и библиотек России, особенности формирования музейных и библиотечных собраний в нашей стране и за рубежом. Основы методики музейного и библиотечного дела.

ОПД.Ф.10 ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ИХ ОХРАНА

Проблемы изучения культурного наследия. История изучения культурного наследия.

Памятники различных видовых групп, составляющие понятие "культурное наследие". "Недвижимые" памятники - архитектурные, исторические, археологические объекты, памятниках монументального искусства.

Проблема сохранения памятников истории и культуры: научные подходы к определению понятия "памятник", "наследие", правовые вопросы и история сохранения памятников.

ОПД.Ф.11 АРХЕОГРАФИЯ

Теоретические знания и практические навыки по публикации архивных документов, особенности научной публикации исторических источников; опыт отечественной археографии и современных проблем формирования археографического фонда как важнейшего компонента научного и культурного наследия.

ОПД.Ф.12 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51
ОПД.Р.00 Национально-региональный вузовский компонент до 10% общего объема цикла
ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом до 10% общего объема цикла
ДС.00 ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 3 770
ДС.01 ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2 200
ДС.01.01 ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Объект, предмет и цели изучения истории исторической науки.

Соотношение понятий "история исторической науки", "историография", "история исторической мысли".

Условия возникновения и эволюции исторического знания. Научное познание прошлого и познание прошлого средствами литературы, искусства и др. Состав научного исторического знания (проблематика, источниковая база, теория исторического процесса, методология и методы исторического исследования, научный текст, историческая концепция). История научно-исторических учреждений и ученых как области истории исторической науки.

Проблемы периодизации эволюции исторического знания.

Комплекс произведений, отражающих становление и эволюцию исторического знания в России, их основные идеи и концепции. Понимание принципов развития исторических представлений.

Проблемы применения знания истории исторической науки в профессиональной деятельности историка- архивиста.

ДС.01.02 ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА

Историческая библиография и архивная эвристика - важнейшие части технологии исторических исследований. Формирование методов ведения исторического исследования и получения нового научного знания в сфере социальных и гуманитарных наук. Природа научной информации, пути и методы поиска информации по социальным и гуманитарным наукам, знания и навыки, необходимые для проведения самостоятельной научной работы. Сведения о корпусе информационных пособий по социальным и гуманитарным наукам, правилах и логике поиска их и работы с ними. Система справочных и информационных изданий по социальным и гуманитарным наукам, в т.ч. информационных архивных справочников, навыки поиска необходимой информации, составление и использование библиографических пособий.

ДС.01.03 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Представление о комплексе научных дисциплин историко-филологического цикла, занимающихся исследованием происхождения письменных и вещественных источников на основе анализа их внешних и внутренних признаков; понимание принципов датировки, установление авторства, место производства памятников истории и культуры; умение осуществлять идентификацию, атрибуцию и описание рукописей, книг, музейных коллекций и собраний, устанавливать фальсификаты на основе соответствия внешних особенностей памятника его датировке и авторству.

ДС.01.04 ДРЕВНЕРУССКИЙ ЯЗЫК

Лексический и грамматический строй древнерусского языка, его основные источники. Перевод и определение оригинальных древнерусских текстов, методика установления подложных памятников письменности по их языку.

ДС.01.05 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Изучение истории важнейших фондообразователей Архивного фонда Российской Федерации - органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей Российской империи, СССР, РФ. Высшие, центральные, местные и экстерриториальные государственные учреждения: принципы их образования и ликвидации (реорганизации), организационное устройство (структура, кадры, бюджет), основные функции и результаты деятельности, а также их место в государственном аппарате. Коллежская, министерская системы управления, проекты переустройства государственного аппарата.

ДС.01.06

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ
История общественно-политических организаций ХХ в., анализ деятельности политических партий и движений, исследование особенности их политических программ и идеологии. Изучение политических партий и движений начала ХХ в., КПСС, политических партий и движений периода 1985-1998 гг. на основе метода сравнительно-исторического анализа.

ДС.01.07

ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
История и современное состояние документирования и организация работы с документами в дореволюционной, советской России и на современном этапе.

ДС.01.08 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Специальные системы документирования, составляющие неотъемлемую часть современной управленческой деятельности. Особенности работы с обращениями населения, документирования управления персоналом. Специфика технологии обработки документов данных систем и организации оперативного и архивного их хранения. Управление документацией за рубежом.

ДС.01.09 ИСТОРИЯ АРХИВОВЕДЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Теоретические взгляды, опыт работы крупных ученых архивоведов и историков-архивистов, научных школ, повлиявших на научно-теоретические, методические и организационно-управленческие основы архивного дела в России.

ДС.01.10 АРХИВНОЕ ПРАВО

Понятие об архивном праве и архивном законодательстве. Межотраслевой характер архивного права. Современные законодательные акты по архивному делу. Тенденции развития архивного законодательства на рубеже ХХI века. Правовые основы организации и использования документов Архивного фонда Российской Федерации. Правовые аспекты международного перемещения архивных документов. Взаимосвязь информационного и архивного права. Взаимосвязь архивного законодательства с нормативными актами смежных отраслей, Уголовным и Гражданским кодексами Российской Федерации.

ДС.01.11 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ВЕДОМСТВЕННЫЕ АРХИВЫ

История создания и функционирования государственных архивов как основы ФАС Российской Федерации, их типология и классификация. Исторические традиции ведомственного хранения и анализ современных процессов в развитии ведомственных архивов как определяющей базы формирования государственной части Архивного фонда Российской Федерации; опыт принятия профессионально-компетентных решений в области организации архивного дела на стадии "промежуточного" хранения документов.

ДС.01.12 НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРХИВЫ

Архивы негосударственных организаций: фирм, банков и др. учреждений и предприятий негосударственной и смешанной форм собственности: история, специфика состава документов, организация, методики архивного дела.

Архивы политических партий и общественных организаций: история, специфика состава документов, организации, методики архивного дела.

Отечественный и зарубежный опыт работы с негосударственными архивами.

ДС.01.13 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АРХИВЫ

История науки, техники и производства; технология создания (в том числе система автоматизированного проектирования), хранение и обработка научно-технической документации; методы работы с оперативной и ретроспективной научно-технической документной информацией в учреждениях с различной формой собственности.

ДС.01.14 АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ (ЭЛЕКТРОННЫЕ) АРХИВЫ

Аудиовизуальные архивы как составная часть культурно-исторического наследия. Изучение кинофотофонодокументов в архивоведческой литературе ХХ века. Этапы формирования сети государственных архивов кинофотофонодокументов. Основные направления деятельности архивов по организации хранения, экспертизе ценности документов, комплектованию, созданию системы научно-справочного аппарата, организации использования кинофотодокументов. Современные автоматизированные технологии, в работе с кинофотофонодокументами.

Процесс кинофотофонодокументирования явлений общественной жизни и окружающей природной среды, экономики, науки и культуры. Приемы и методы работы с аудиовизуальными и другими электронными документами как объектами архивного хранения и историческими источниками. Опыт применения автоматизированных архивных технологий.

ДС.01.15 УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА АРХИВОВ

Организация управления архивными учреждениями. Система и функции учреждений Федеральной архивной службы. Система текущего и перспективного планирования и отчетности учреждений ФАС. Учет труда в архивных учреждениях. Правовое регулирование деятельности государственного архива. Нормативные документы, регламентирующие деятельность архива. Структура и кадры архива. Организация труда архивных учреждений. Экономические аспекты работы архива. Бюджетное и внебюджетное финансирование. Основные виды платных услуг, оказываемые в архиве и информационный маркетинг в государственном архиве. Страхование и оценка архивных документов.

ДС.01.16

ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ, КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ АРХИВОВ
Технология хранения документов. Физико- химическая сохранность документов различающихся по способу и технике закрепления информации. Факторы разрушения документов. Новейшие разработки в области технической консервации и реставрации документов в нашей стране и за рубежом. Страховой фонд и фонд пользования ЦХСФ. Контроль сохранности документов: организация и технические средства.

ДС.01.17 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ АРХИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

История и основные этапы информатизации архивного дела в 1960-90-е гг. Организация информатизации архивного дела в нашей стране. Концепция и программа информатизации архивного дела в РФ, региональные программы информатизации архивного дела. Основные задачи информатизации отрасли. Центры, разработчики программ для отрасли. Современные информационные технологии в области комплектования, экспертизы ценности, учета, обеспечения сохранности документов, создания НСА, использования и публикации документов, управления архивной отраслью, консервации и реставрации документов. Сетевые технологии и архивы. Электронные документы и комплектование ими архивов. Архивы машиночитаемых данных. Проблема создания интегрированной системы архива. Преемственность традиционных и электронных информационно-поисковых систем. Международный опыт информатизации архивного дела. Вопрос об информационных технологиях на конгрессах МСА и международных форумах архивистов.

ДС.02 ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ 1 570
ФТД ФАКУЛЬТАТИВЫ 450

Всего часов теоретического обучения - 10 320 часов

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020800 Историко-архивоведение

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки историка- архивиста при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

  • теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии, - не менее 190 недель
  • практики - не менее 8 недель, в том числе:
    • делопроизводственная - 2 недели;
    • архивоведческая - 4 недели;
    • археографическая - 2 недели;
  • итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - не менее 18 недель;
  • каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 42 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки историка-архивиста по очно- заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020800 Историко-архивоведение

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки историка-архивиста.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки историка-архивиста на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

  • изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;
  • формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению ВУЗа. При этом возможно их объединение в междисциплинные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
  • Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочно (вечерней), заочной форме обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
  • Осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом ВУЗе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
  • Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
  • Устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;
  • Реализовывать основную образовательную программу подготовки архивиста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью, а также имеющих ученую степень, а именно:

  • по циклу ГСЭ - не менее 50 % преподавателей, имеющих ученую степень;
  • по циклу ЕН - не менее 50 % преподавателей, имеющих ученую степень;
  • по циклу ОПД - не менее 30 % преподавателей, имеющих ученую степень.

Преподаватели специальных дисциплин должны иметь ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса В соответствии с учебным планом специальности 020800 Историко- архивоведение для освоения конкретных профессиональных навыков студенты осуществляют ряд лабораторно-практических работ по следующим дисциплинам:

  • теория и методика архивоведения;
  • археография;
  • история и организация делопроизводства в России.

Кроме того, в рамках учебного процесса в целях подготовки высококвалифицированных специалистов студенты проходят производственную практику в государственных и ведомственных архивах, государственных и негосударственных организациях для закрепления и углубления знаний по:

  • архивоведению;
  • археографии;
  • делопроизводству.

Творческое освоение научной литературы по специальности составляет одну из важнейших задач высшего профессионального образования.

Перечень периодических изданий

  • Библиография. - М. (Советская библиография).
  • Вестник архивиста. - М.
  • Военно-исторический журнал. - М.
  • Вопросы истории. - М.
  • Вопросы литературы. - М.
  • Исторический архив. - М.
  • Литературное обозрение. - М.
  • Мир музея. - М. (Советский музей).
  • Наше наследие. - М.
  • Новая и новейшая история. - М.
  • Отечественная история. - М. (История СССР).
  • Отечественные архивы. - М. (Советские архивы).
  • Русская литература. - М.

Продолжающиеся издания

  • Археографический ежегодник. - М.: НАУКА
  • Вспомогательные исторические дисциплины. - СПб. (Л).
  • Записки отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ранее - Библиотеки им. В.И.Ленина). - М.
  • Исторические записки. - М.
  • История и историки: Историографический ежегодник. - М.: НАУКА
  • Источниковедение отечественной истории. - М.: НАУКА
  • Книга: Исследования и материалы. - М.
  • Литературное наследство / ИМЛИ. - М.
  • Международная жизнь. - М.
  • Минувшее: Исторический альманах: Репринт. изд. - М.: ПРОГРЕСС: ФЕНИКЕ
  • Мировая экономика и международные отношения. - М.
  • Новая и новейшая история. - М.
  • Новое время. - М.
  • Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. - М., НАУКА
  • Река Времен. Книга истории и культуры: Альманах. - М.: РЕКА ВРЕМЕН
  • Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв.: Альманах. - М.: СТУДИЯ "ТРИТЭ": Рос.архив
  • Славяноведение. - М.

Перечень научной литературы находится в УМО по специальности 02.08.00 "Историко-архивоведение".

В процессе обучения каждый студент имеет свободный доступ к библиотечным фондам и базам данных, а также обеспечивается необходимыми учебно-методическими комплексами ко всем дисциплинам и по всем видам занятий (практикумами, практикам, по подготовке курсовых и дипломных работ).

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно- техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно- исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом).

В высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов по специальности историко-архивоведение должны быть созданы лаборатории документоведения, архивоведения и археографии, оборудованные документами, методическими материалами, необходимой оргтехникой, аппаратурой, позволяющей изучить современные технологии документирования и делопроизводства, а также архивные технологии. Лабораторная база также может быть организована в местных архивных учреждениях. Кроме того необходимо наличие компьютерного класса.

6.5. Требования к организации практик.

Являясь органической частью учебного процесса, производственная практика, помимо того, что дает студентам практические навыки по избранной деятельности, предоставляет им возможность осмыслить и конкретизировать свои приоритеты в области исторической специализации, соединить знания концептуального характера с умением работы над конкретным комплексом документов, т.е. эффективному владению прикладной, но вместе с тем необходимой частью профессионального образования историка-архивиста.

Производственная практика должна организовываться с учетом того, что к моменту прохождения практики студенты прослушали теоретические курсы и приняли участие в работе семинаров по основному кругу общепрофессионального и специального цикла.

Ознакомительная практика по делопроизводству проводится после первого года обучения. Практика организуется в общем отделе, управлении делами, канцелярии Министерства, ведомства, государственного учреждения или предприятия, а также негосударственных структур.

Руководство производственной практикой осуществляет работник службы делопроизводства, назначенный приказом руководителя учреждения.

Методическое руководство и контроль за организацией практики осуществляется профессорско-преподавательским составом вуза.

Производственная практика по архивоведению может проводиться в два этапа (после 3 и 4 года обучения) или одновременно (не ранее окончания 1 семестра 4 года обучения (7 семестра).

Производственная практика по археографии проводится после 4 года обучения.

Производственная практика должна проводится в центральных государственных архивах федерального уровня, головных ведомственных архивах министерств, обладающих правом хранения своих документов, в архивах Московского городского объединения архивов, областных и муниципальных архивах, а также в государственных учреждениях и негосударственных организациях по согласованию.

Руководство производственной практикой должен осуществлять сотрудник архива, назначаемый приказом директора архива.

Методическое руководство и общий контроль за организацией и ходом студенческой практики должен осуществлять профессорско-преподавательский состав соответствующих кафедр вуза.

В период прохождения производственной практики студенты должны пользоваться правами штатных сотрудников архива (учреждения) и нести должностные обязанности, а также принимать участие в научно-методических и производственных совещаниях.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020800 Историко-архивоведение

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

Требования образованности дипломированного специалиста в области общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Выпускник должен

в области психологии, педагогики:

  • знать основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях;
  • знать основные функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки;
  • иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;
  • иметь представление о мотивации поведения и деятельности, психической регуляции поведения и деятельности;
  • знать основные потребности человека, эмоции и чувства;
  • знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
  • владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;
  • владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;
  • знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
  • владеть современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни;

в области социологии, экономики, политологии и права:

  • знать основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;
  • уяснить определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;
  • иметь представление об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;
  • иметь представление об основных этапах культурно-исторического развития обществ, механизмах и формах социальных изменений;
  • освоить социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, понятия социализации и социального контроля;
  • иметь представление о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий;
  • понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;
  • понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;
  • знать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации;
  • иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
  • уметь анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
  • иметь представление о процессе и методах эмпирического социологического исследования;
  • знать понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;
  • знать основные разновидности современных систем и режимов;
  • иметь научные представления о сущности власти и ее функциях;
  • разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно- территориального устройства Российской Федерации;
  • разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в национально-государственных интересах России и ее новой роли в международной политике;

области иностранного языка, русского языка и культуры речи:

  • иметь представление об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях;
  • владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;

Требования к образованности дипломированного специалиста в области
математических и естественнонаучных направлений высшего
профессионального образования

После освоения математических и естественнонаучных дисциплин дипломированный специалист должен иметь представления:

  • о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
  • математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
  • логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;
  • неевклидовых геометрических системах;
  • математическом моделировании;
  • информации, методах ее хранения, обработки и передачи; о правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской Федерации;
  • проблеме искусственного интеллекта, способах представления и манипулировании ими (об инженерии знаний);
  • роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях.
  • основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
  • концепции пространства и времени;
  • принципах симметрии и законах сохранения;
  • понятии состояния в естествознании;
  • концептуальной и континуальной традициях в описании природы;
  • динамических и статистических закономерностях в естествознании;
  • соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
  • самоорганизации в живой и неживой природе;
  • иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
  • взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;
  • специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии живых систем и их целостности в гомеостазе;
  • иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
  • биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
  • физиологических основах психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека;
  • взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
  • месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

По направлениям, для которых основная образовательная программа предполагает изучение дисциплин "Математика" и "Информатика", дипломированный специалист должен:
иметь представление:

  • об основных математических структурах и методах;
  • математическом моделировании;
  • информации, способах ее хранения, обработки и представления;

знать и уметь использовать:

  • основы математического анализа;
  • основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
  • основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
  • основы теории вероятности и математической статистики;
  • понятие информации, способы ее хранения и обработки;
  • структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
  • основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартное программное обеспечение своей профессиональной деятельности.

Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин.

Специалист должен:

  • иметь фундаментальную подготовку по истории мировых цивилизаций, истории России, источниковедению, истории и организации архивного дела, теории и методики архивоведения, другим гуманитарным дисциплинам, создающим целостное представление о специфике архивных документов, о своеобразии и содержании архивной деятельности, динамики, функциях, возможностях ее познания и прогнозирования развития;
  • знать основные эпохи в истории мировых цивилизаций, их хронологию, конкретную историю отдельных стран, регионов и всего человечества в целом, факты, события, имена исторических деятелей;
  • знать основные этапы исторического развития России, ее место в системе мировых цивилизаций, общее и особенное в развитии цивилизационного процесса в России, факты, даты, события, имена и характеристики исторических деятелей;
  • знать основные компоненты исторических источников, владеть необходимыми навыками и приемами их научного анализа;
  • знать содержание и основные этапы процесса формирования исторических знаний, превращения их в науку; иметь представление о функциях исторической науки как составной части научной мысли и духовной культуры общества;
  • знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, основные концепции культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
  • знать историю культуры России, понимать своеобразие достижений "золотого" и "серебряного" веков, основных проблем культуры ХХ века;
  • иметь представление о роли науки в развитии человечества, об общем содержании и главных достижениях основных этапов развития науки, об основных методах изучения истории науки, понимать соотношение научного, философского и религиозного сознания, глубинную связь естественнонаучного и гуманитарного знания в их историческом взаимодействии;
  • иметь представление об этапах становления истории как науки, ее основных направлениях и школах;
  • владеть навыками историографического и библиографического анализа;
  • уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы цивилизационного, культурологического и формационного подходов к анализу исторических процессов;
  • знать историю возникновения и развития российской государственности и ее политических институтов;
  • знать историю возникновения и развития документообразующих и документохранящих систем и архивов различных обществ и государств со времен древнего мира до настоящего времени;
  • понимать природу происхождения и характер документов (материалов), за которые несет ответственность;
  • понимать природу и характер деятельности, в результате которой образуются документы (материалы), условия их образования;
  • знать историю фондообразователей государственной и негосударственной части архивного фонда России;
  • знать историю становления и развития процессов документирования и специфику работы архивов, хранящих традиционную и нетрадиционную документацию;
  • знать законодательство и нормативную базу архивной деятельности в России. Понимать ее место в системе законодательства государства. Знать законодательство, влияющее на архивную деятельность;
  • понимать структуру архивной сети, архивных служб современного мира и в России в частности;
  • знать виды и типы архивохранилищ России, профиль и документы каждого из них для определения специфики осуществляемых программ работы с документами; знать основные направления деятельности архивных учреждений;
  • владеть архивной терминологией, знать историческое развитие архивной профессии, понимать ее миссию, роль, профессиональное содержание и ценность. Иметь представление о профессиональном кодексе этики;
  • знать связь архивоведения с другими науками и научными дисциплинами;
  • понимать специфику и сущность архивной деятельности, знать ее традиционные элементы: экспертизу ценности и отбор документов для постоянного хранения; обеспечение сохранности и восстановления документов, обеспечение их правильной организации при хранении, описании; знать и уметь организовать справочное обслуживание потребителей документной информации, уметь организовать их использование;
  • знать и уметь применять принципы, научные методы и методику архивоведения;
  • знать и уметь проводить классификацию документов на всех уровнях;
  • знать и уметь осуществлять комплектование и экспертизу ценности документов;
  • знать систему и уметь разрабатывать составные элементы научно-справочного аппарата - описание документов;
  • уметь организовать и проводить учет и обеспечение сохранности документов;
  • уметь публиковать архивные документы.

Требования к циклу дисциплин специальности

Специалист должен:

  • применять специальные знания в решении общепрофессиональных задач;
  • знать и свободно ориентироваться в истории государственных учреждений - основных фондообразователей государственной части архивного фонда Российской Федерации;
  • иметь солидные знания о развитии делопроизводства и владеть современными технологиями документационного обеспечения управления;
  • знать состав материалов госархивов, принципы создания и функционирования ФАС Российской Федерации, крупных ведомственных архивов, рукописных отделов библиотек и музеев, архивов политических партий и частных организаций;
  • овладеть знаниями по истории и современной организации, принципам функционирования зарубежных архивных служб;
  • уметь использовать в профессиональной деятельности знания о вспомогательных исторических дисциплинах, теории и методологии исторического познания;
  • овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками по публикации архивных документов.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

7.2.1. Итоговая государственная аттестация историка-архивиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста (п.07.2.2 заполняется в соответствии с предложениями УМО)

Выпускная квалификационная работа историка-архивиста представляет собой научное исследование по проблемам отечественной и всеобщей истории, источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин и архивоведения, выполненное на основе анализа исторических источников; прикладную разработку для архивного учреждения или теоретическую работу по проблемам истории, истории исторической науки, источниковедения, архивоведения.

7.2.3. Требования к государственному экзамену

Итоговый государственный экзамен позволяет выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач и должен включать вопросы по дисциплинам, формирующие знания специалиста по историко-архивоведению:

  • история;
  • иточниковедение;
  • архивоведение.
  • дисциплин, в зависимости от специализации.

Форма приема экзамена (письменные или устные ответы на вопросы билетов, ситуационные задачи, тестовые вопросы, компьютерные тесты и другие формы) определяется каждым вузом индивидуально.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ по образованию в области историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейного дела и научно- технической информации.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности N 5 от 08.12.99 .

Председатель Совета УМО
Заместитель председателя Совета УМО В.В.Минаев
СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К.Шестаков
Начальник отдела (название отдела) Ф.И.О.
Сотрудник, курирующий данное направление Ф.И.О.